Киностолица Европы, неделю назад пережившая удар стихий, быстро залечивает раны: уже почти восстановлены пляжи, готовятся к приему фестивальных гостей прибрежные рестораны. Город потерпел убытков на миллионы евро, но не теряет своего фирменного оптимизма.
Весьма чувствительный удар Каннскому фестивалю нанес и исландский вулкан. Из-за пылевого облака в аэропорту Ниццы авиарейсы отменялись сотнями. Дирекция фестиваля теперь в постоянной боевой готовности: на ходу меняются планы звезд, а постоянные задержки рейсов могут сломать весь плотный график премьер и пресс-конференций. Уже известно, что не прилетят такие звезды, как Наоми Уоттс, Шон Пенн, Хавьер Бардем. Из-за недавней операции на колене не прибыл на премьеру своего блокбастера "Робин Гуд" 72-летний Ридли Скотт. Так что по красной дорожке в день торжественного открытия фестиваля из участников картины должны были пройти только Рассел Кроу и Кейт Бланшетт.
Четкость работы всех городских и фестивальных служб в этих экстремальных условиях вызывает уважение. Рабочие в цветных чистеньких комбинезонах очень споро и профессионально устраняют следы морского нашествия, на пляжи завезены тонны свежего песка. Экономический кризис в мире привел к тому, что многие фильмы крупнейших режиссеров оказались не готовы, и главный конкурс вместо обычных 22 картин включает 19. Дирекция фестиваля даже в последние дни вносит в программу дополнения, стремясь хотя бы приблизить главный киносмотр Европы к его обычному уровню. Ей приходится отражать наскоки прессы, упрекающей отбор фильмов в "эклектичности". Но Канн уже не раз доказывал, что присутствие на его афише малоизвестных или новых имен чревато судьбоносными для развития кино сюрпризами.
Из приятных новинок - Канн заговорил по-русски: на его официальном сайте появился русскоязычный вариант. Готовится открыть свой третий сезон Русский павильон. Здесь пройдут презентации новых проектов, здесь готовится обнародовать свои планы новый международный фестиваль Voices в старинном русском городе Вологде. Из неприятных новостей: российский фильм "Утомленные солнцем-2: Предстояние" будет показан только в субботу, 22 мая, под занавес конкурса, когда фестивальные журналы уже перестанут выходить. Это значит, что о реакции международной прессы на картину Никиты Михалкова мы узнаем только после фестиваля.
В среду природа наконец улыбнулась фестивалю: обещанные проливные дожди куда-то делись, Канн встречает гостей солнцем. Кинопраздник открылся эпической сагой Ридли Скотта "Робин Гуд", которая показана вне конкурса. Фигура знаменитого разбойника так плотно обросла легендами и у нее было столько киноверсий, что пробиться к исторической правде уже невозможно. Ридли Скотт ни о какой правде и не думает. Он просто делает кино - зрелищное, динамичное, поражающее масштабами почти так же, как его оскароносный "Гладиатор". Это кино даже не о Робине Гуде. Это кино о том, как рождаются мифы. Что и обозначено в афише: "Нерассказанная история о том, как человек стал легендой". Как вор и мародер, предводитель банды таких же головорезов из Шервудского леса, схлестнулся с продажностью "сильных мира сего", доказал, что он сильнее, и стал в английской истории символом свободы.
Уследить за проносящимся перед вами на экране, надо признать, трудно. Перед вами вихревое мелькание схваток, скачек, сражений, скандалов, пожаров, кровавых ран, интриг, угроз и воплощений, сюжетов главных, побочных и совсем обочинных, а персонажей так много, что не всегда успеваешь понять, кто есть кто. Вероятно, этого и не нужно. Чистое кино - как чистая музыка: программно, но бессюжетно, и вопрос не в том, ЧТО, а в том - КАК. На это "как" ответ один: превосходно. Исполнители во главе с Расселом Кроу, оператор Джон Матесон, музыка Марка Стрейтенфелда, монтаж, звук - неизменно превосходный результат, кайф для синемана. Ничем не замутненный жанр: благородство, воплощенное Кроу в роли Робина, совершенно, как совершенно мировое зло, воплощенное Максом фон Сюдовым в роли сэра Уолтера Локсли, или женское очарование прекрасной амазонки в облике энергичной Кейт Бланшетт (Марион). Не желая быть старомодным, Скотт "осовременивает" историю изрядной дозой грубого натурализма, но и это кажется органичным: английская история не страдала утонченностью нравов и излишней чувствительностью. Батальные сцены опытный режиссер выстраивает хореографически, как в новейшем китайском кино. Делает зримым полет, делает слышимым звучание стрелы. Фильм-балет, фильм-симфония. Схлестывание главных и побочных партий. С фанфарами в коде.
Ридли Скотт знает своего зрителя. Его "Гладиатор" пользовалась невероятным успехом. Вслед за тем он рискнул сделать фильм, что называется, серьезный, артхаусный, и с тем же Расселом Кроу снял замечательную камерную драму "Хороший год" - выстроенную по-европейски, на малобюджетных нюансах. И проиграл: массового успеха как не бывало. Тогда он снова обратился к теме легендарных бунтарей мировой истории - и опять его ждет, думаю, большой коммерческий успех.
Так кино на наших глазах кует новую легенду о том, что успех фильма прямо пропорционален сумме затраченных на него денег.