12.05.2010 23:20
    Поделиться

    Долг сахалинских рыбопромышленников государству поможет вернуть прокуратура

    Рыбопромышленники из ассоциации "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области" продолжают испытывать терпение власти, по сути отказываясь платить долг государству (381,79 миллиона долларов по состоянию на 1 мая) за пароходы, которыми пользовались уже полтора десятка лет. И терпение своих работников, которые именно поэтому уже больше года не могут выйти в море.

    Их камчатские коллеги вскоре начнут промысел. Во всяком случае, во Внешэкономбанке, которому формально должны дальневосточные рыболовецкие компании, говорят, что с камчадалами проблему урегулировали в принципе. Последние готовы начать выплачивать свой долг - 246,55 миллиона долларов. И значит, суда, о которых идет речь, вскоре отойдут от причала Петропавловска-Камчатского.

    А вот для того, чтобы решить "сахалинскую" проблему, ВЭБ вновь вынужден привлекать к диалогу "спецназ". Пока это Росрыболовство и первый вице-премьер Виктор Зубков. Банк отправил им письма с просьбой "довести до сведения" и "содействовать".

    Виктор Зубков, закончив предыдущий тур переговоров по этой проблеме, уже заявлял, имея в виду сахалинских бизнесменов, что "если они решение не примут, то будут работать другие органы, в частности Генпрокуратура". И добавил, что экипажи будут наняты другими российскими компаниями. Но, кажется, "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области" оставляет правительству все меньше возможностей для "полюбовного" решения проблемы.

    Суть ее такова. В середине девяностых 27 современных рыбацких пароходов были построены под гарантии российского правительства. Суда принадлежат кипрскому офшору. А офшор - рыбопромышленникам, которые ими пользуются. При этом они не платили по кредиту, взятому на судостроительство в одном из немецких банков. Банк потребовал денег с российского правительства, и ВЭБ выкупил долг. Рыбопромышленники и тут не стали платить.

    Однако с 1 января 2009 года вступила в действие законодательная норма, которая практически не позволяет судам под кипрским флагом ловить в исключительной экономической зоне России. И дальневосточные неплательщики вынуждены были встать к причальной стенке.

    Правительство предложило им соглашение: вы начинаете выплачивать долги, а мы позволяем вам перевести суда под российский флаг и выйти в море. Камчадалы после долгих раздумий согласились. А сахалинцы попытались вывести свои суда из-под залога банка. Внешэкономбанк не пошел на это, полагая, что в таком случае пароходы можно будет вывести из исключительной экономической зоны России. И ищи их потом как ветра в море. Тогда сахалинцы "ушли в себя" и перестали выходить на связь с кредитором. А своим наемным работникам объяснили, что это якобы некие "чиновники" из Москвы виноваты в том, что рыбаки не могут выйти на промысел.

    Формально у Внешэкономбанка есть все основания для того, чтобы инициировать возбуждение уголовного дела на неплательщиков. Однако правительство до сих пор стремилось избежать такого разворота событий. Ведь при этом деятельность компаний, у которых в распоряжении не только спорные суда, но и другой флот и перерабатывающие предприятия, будет остановлена. А это - потери бюджета и рабочих мест.

    По сути, прикрываясь таким живым щитом, сахалинские рыбопромышленники и пытаются выкручивать руки тем, кому должны. Однако теперь, когда на Камчатке проблема получила решение, кажется, что они несколько переоценивают свои возможности. Дело ведь не только в деньгах. Помимо прочего, для государства возврат этих долгов - это еще и "зачистка" наследия девяностых годов перед тем, как начать финансирование модернизации рыболовецкого флота.

    Поделиться