12.05.2010 23:25
    Поделиться

    Мария Городова: Бог ждет от человека чистого сердца, а не предложений "ты мне - я тебе"

    Почему в Библии не рекламируется рай

    В статье "Идущий мимо" ("Российская газета" - Неделя" N 86 от 22 апреля 2010 г.), отвечая на гневное письмо Владимира Михайловича Н., мы вспомнили Евангельскую притчу о богаче и Лазаре, рассказанную Христом, и выяснили, почему богач после смерти угодил в ад, а нищий упокоился с праведниками.

    Бесчеловечнее псов

    По слову святителя Иоанна Златоуста, даже псы, укрощавшие при виде страданий Лазаря остроту своих зубов и бережно вылизывающие раны нищего, и те оказались человечней любителя блистательных пиров. Занятый собой, он равнодушно проходил мимо чужого горя, его сердце оставалось глухо к боли другого. Лазарь же, несмотря на невыносимость своего положения, не осквернил душу ненавистью или завистью, и именно поэтому Господь и пред уготовил ему место блаженств. То есть не богатство и не бедность определяют посмертную участь человека, а состояние его души.

    Но давайте на время отложим разговор о деньгах, о том, как способ их приобретения влияет на душу человека, а значит, и на то, что ждет его там, за гробовой доской, и поговорим о том, что это за мир - мир нетленный. Притча про богача и Лазаря - одно из немногих мест в Евангелие, где Господь приоткрывает нам завесу над тайнами посмертия. Кстати, а почему сведения о том, что ожидает каждого из нас там, откуда нет возврата, от нас же и сокрыты? Что происходит с человеком во время и после его смерти? Так ли уж радостно в раю? Настолько ли ужасна геенна огненная? Как же Бог, который есть любовь, мог создать вместилище таких страданий - ад? И, наконец, можно ли считать праведников праведниками, если они преспокойно наслаждаются своими райскими наслаждениями, в то время как грешники мучаются?

    Вчитаемся в Евангельский текст: "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово". Слова Христа о том, что ангелы сопровождают душу умершего при ее исходе от тела чрезвычайно важны: Господь не оставляет человека в этот сложнейший момент его жизни - остановимся именно на этом слове! Бог посылает своих вестников - ангелов - с тем, чтобы они помогли человеку пройти грядущие испытания. Многовековой опыт христианства указывает на то, что душу умершего обычно встречают два ангела, один из которых его Ангел-хранитель. Но в нашей притче ни о каких ангелах в связи с древне иудейским олигархом не сказано.

    Пропасть, разверстая грехом

    Читаем дальше. "Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем..." Какая ценная информация в этих Евангельских стихах! Богач умер, его похоронили. И он же оказался в аду, где испытывает мучения. Получается, после смерти тела душа не просто никуда не исчезает - она жива, она способна чувствовать, испытывая страдания, видеть (не будем пока акцентировать внимание на том, что это духовное видение), общаться, обращаясь к Аврааму с просьбами, и даже отвечать на его возражения, то есть мыслить. Не тело наследует имя человека - душа: и в мире ином они по-прежнему именуются "богач", "Лазарь"... То есть душа не просто бессмертна. Она сохраняет после исхода от тела все личностные качества. Более того, личность человека, его индивидуальность определяется именно душою!.. Неожиданное открытие для нашего сибарита, который всю свою жизнь ублажал только плоть и ничего не делал для того, чтобы взрастить, обогатить душу: наоборот, холя и лелея то, что обречено на тлен, душу свою он загубил.

    Вот что отвечает измученному богачу Авраам: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь". И дальше, крайне важные для нас сведения: "и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Чтобы понять природу этой "великой пропасти", давайте обратим внимание на то, что богач видит Лазаря, как сказано, "подняв глаза свои", но ничего не говорится о том, видит ли несчастного толстосума Лазарь. Богословы объясняют это так: находящийся среди света не может прозреть того, что таится в глубинах тьмы, подобно тому, как мы из светлой комнаты не разглядим, что творится в ночном мраке. К тому же надо учитывать, что когда говорится об "избравших свет" и "избравших тьму", имеется в виду выбор между жизнью по законам божественной правды и жизнью против этих законов. "Великая пропасть", утвержденная между праведниками и грешниками, - это пропасть, разверстая бездной нравственного падения.

    Ад без обжалования

    Итак, мы выяснили, душа бессмертна, и там, в мире ином, она способна либо утешаться, либо мучиться и страдать. О том, как происходит посмертное утешение нищего Лазаря, в притче в красках не расписывается - сказано, что утешается на лоне Авраамове, и все: Евангелие не содержит рекламы райских блаженств, потому как Господь не хочет, чтобы мы были милосердны ради посмертного путешествия на загробные Канары. Бог ждет от человека чистого сердца, а не предложений "ты мне - я тебе", так что о месте райских блаженств мы знаем мало. Но вот про ад, геенну огненную и то, насколько мучительно там пребывать для души, в Евангелие говорится вполне определенно, и не однажды.

    "В числе пыток, - рассуждает про ад святитель Феофан Затворник, - были и такие: накормят чем-либо соленым, да и запрут, не давая пить. Какое мучительное терзание!.. Так и страсти: это ведь внутренняя жажда, разжигания, вожделения грехолюбивой души. Удовлетворишь их - они замолчат на время, а потом с еще большей силой не дают покоя... На том свете нечем будет удовлетворять их, потому что все предметы страстей - предметы земные. Сами же страсти останутся в душе и будут требовать себе удовлетворения, а так как удовлетворить их нечем, то жажда будет все сильнее и томительней. И чем более будет жить душа, тем сильнее будет томиться и терзаться... Непрекращаемая мука эта будет все расти и расти, и конца не будет этому возрастанию и усилению. Вот и ад! Зависть - червь, гнев и ярость - огонь, ненависть - скрежет зубов, похоть - тьма кромешная. Этот ад начинается еще здесь, ибо кто из людей страстных наслаждается покоем?" Вечное страдание бессмертной души... Что и говорить, страшная перспектива. Но неужели приговор окончательный и обжалованию не подлежит?

    Продолжение следует

    Уважаемые читатели!
    Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой.
    Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".
    Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

    Поделиться