12.05.2010 23:40
    Рубрика:

    Сергей Миронов и Юрий Васильев - о достоинствах и недостатках нового закона о госучреждениях

    Новый закон разделит все госучреждения на казенные и платные. Что будет?

    Недавно Госдума приняла закон, который не только затронет жизненно важные интересы всего населения страны, но и может болезненно отразиться на качестве жизни наших граждан.

    Официально закон называется "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". А в переводе на общепонятный язык речь идет о коммерциализации бюджетных организаций. Согласно этому закону до 1 января 2011 года планируется разделить все государственные учреждения на казенные и бюджетные. Казенные останутся на полном госфинансировании. Для бюджетных - как федерального, так и муниципального значения, а это больницы, школы, учреждения культуры и т.д. - предусматривается лишь частичное финансирование в рамках госзадания.

    Так что ждет нас уже в ближайшем будущем? О достоинствах и недостатках нового закона ведут речь председатель Совета Федерации Сергей Миронов и председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

    Сергей Миронов: Рухнет система социальных услуг

    Считаю неприемлемыми и опасными попытки решать с позиций финансовой экономии вопросы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения России. На примере памятных монетизации льгот, реформы ЖКХ мы не раз могли убедиться, к каким негативным последствиям ведут подобные действия власти.

    На сей раз речь идет о перетряске всей бюджетной сферы, которая коснется буквально каждого, кто пользуется различными социальными услугами, а также многих миллионов работников социальных отраслей. С одной стороны, коммерциализация бюджетной сферы сделает ее услуги недоступными для значительной части небогатого в целом населения России. Даже сегодня, когда основное медицинское обслуживание остается бесплатным, многие люди, которым требуется дорогостоящее платное лечение, оказываются в очень тяжелом положении. Если сфера платных медицинских услуг расширится, невозможность заплатить за лечение может стать обычным, массовым явлением.

    Станут нормой поборы с родителей в детских садах и школах. Посещение театра, музея, библиотеки окажется не по карману тем, кто тянется к культуре.

    С другой стороны, многие сотрудники бюджетных учреждений могут потерять работу. Ведь хорошо известно, что "оптимизация расходов" означает сокращение всего и вся, что не приносит денег. На бесплатных услугах по госзаданию, которые не дают большой прибыли, оставят минимум специалистов с грошовой зарплатой, к которым надо будет пробиваться с боем.

    Таким образом, затеваемая "реформа" ведет к появлению в России двух многомиллионных очередей.

    Одна - из людей, пытающихся дождаться и получить хотя бы какой-то минимум бесплатной помощи в рамках госзадания. А другая - из бывших бюджетников, которые могли бы им помочь, но вместо этого отправлены на биржу труда, потому что их работа больше не оплачивается государством. Иными словами, под лозунгом экономии бюджетных денег и повышения эффективности работы готовится ломка всей системы социальных услуг, без которой просто не может быть современного развитого государства.

    Очень настораживает и то, как велась работа над законопроектом.

    Целый ряд важнейших вопросов до сих пор не имеет вразумительного ответа. Например, что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания в различных бюджетных отраслях? Что будет, если перегруженные региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить это госзадание? Как быть, если работа школы или больницы в каком-то населенном пункте не будет окупаться, и что делать местным жителям, которые пользовались ее услугами? Как будут регулироваться цены на платные социальные услуги?

    Складывается впечатление, что сторонников закона интересует лишь будущая бюджетная экономия, а не то, как изменится жизнь людей после его принятия.

    Я убежден, что такие масштабные перемены нельзя вводить потихоньку, используя однопартийную машину для голосования в Думе. Их необходимо вынести на всенародное обсуждение и честно ответить на все вопросы, которые зададут граждане. Ведь нам надо не ломать, а строить сильную и благополучную, справедливую для всех Россию.

    Юрий Васильев: Бюджетная сеть лишь содержит сама себя

    Идеального ничего не бывает. Закон должен заработать, а дальше практика покажет его сильные и слабые стороны. В случае необходимости будем вносить требуемые поправки. Уже сейчас принято решение об увеличении срока переходного периода до 1 января 2012 года. Это важно для того, чтобы и правительство, и субъекты, и муниципалы смогли подготовить изменения в соответствующие законодательные нормотворческие акты. Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки 94 новых нормативных актов. Необходимо все тщательно рассчитать и продумать. Например, установить перечень гарантированных бесплатных социальных услуг, определить их стоимость, порядок формирования государственного задания, условия его размещения между бюджетными учреждениями и т.д.

    Поскольку эти позиции носят социально значимый характер и касаются каждого конкретного человека, вполне вероятно, что они должны быть закреплены не в нормативных актах правительства, а в отраслевом законодательстве. Особо отмечу, что при отсутствии практического опыта функционирования автономных учреждений в области здравоохранения, а также учитывая специфику их финансирования, целесообразно разработать для них особые условия переходного пери ода.

    В стране насчитывается более 25 тысяч федеральных бюджетных организаций, а на региональном и муниципальном уровнях их более 300 тысяч. К сожалению, принципы функционирования данных организаций далеки от совершенства и уже не соответствуют современным требованиям. В прошлогоднем послании президента отмечалась низкая эффективность бюджетной сети, законодателям была поставлена задача приведения бюджетных учреждений в соответствие с современными реалиями. Сейчас бюджетные средства являются не платой за оказанные услуги, а деньгами, выделенными на содержание той или иной организации. У бюджетных структур отсутствуют стимулы к повышению эффективности своей деятельности. Отсутствие конкуренции в социальной сфере ограничивает возможности государства оказывать через подобные бюджетные структуры качественные услуги населению.