Вчера в Кузбассе прошла вторая волна похорон, прощались с шестнадцатью погибшими. В субботу в Кемеровской области объявлен всеобщий день траура.
В среду на шахту "Распадская" прибыл глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин для расследования причин аварии, унесшей жизни шестидесяти человек.
На месте аварии продолжается аварийно-спасательная операция. Поиски 30 горняков продолжаются. На момент верстки газеты на поверхность поднято 46 тел погибших, все они опознаны. Медицинская помощь оказана 107 пострадавшим. В том числе госпитализировано 93 человека, 14 пострадавших проходят амбулаторное лечение.
С утра в среду хотели приступить к запуску частичной вентиляции по центральному стволу для того, чтобы обеспечить доступ горноспасателей к проблемным участкам шахты. Отложили на сутки. Об этом сообщил глава МЧС Сергей Шойгу. Он уточнил, что ночью спасатели прошли один из отдаленных участков шахты, там были обнаружены несколько тел горняков. В завалах тушат пожар. Уровень метана в шахте превышает допустимую норму в три раза. Министр также сообщил, что в течение четырех часов спасатели должны дойти в самый дальний забой. По словам Шойгу, есть еще сутки, чтобы вывести шахтеров, если кто-то из них остался в живых.
Но на это не стоит особо надеяться - идут четвертые сутки аварии. И все же...
Тем временем в Москве председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук заявил на пресс-конференции: "Детей погибших шахтеров должно обеспечивать не только государство, но сама компания "Распадская". Кроме единовременных выплат, по его словам, родственники получат жилье и постоянную материальную поддержку.
Такие нормы регламентирует Федеральное отраслевое соглашение, которое буквально накануне трагедии было зарегистрировано в Роструде. В соответствии с этим документом родственники должны получить 500 тысяч рублей компенсации на каждого ребенка, а также среднегодовую зарплату погибшего шахтера. Кроме того, в экстренном порядке семья получает оклад за 3 месяца на бытовые нужды.
"Владельцы предприятия берут на себя похоронные и ритуальные расходы, - говорит Иван Мохначук, - а тем семьям погибших, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, обязаны предоставить квартиру". Также дети погибших до достижения 16 лет должны получать стипендию. Ее размер, по словам профлидера, обычно составляет около десяти тысяч рублей. Тарифное соглашение также предусматривает дополнительную финансовую поддержку семей в трудных ситуациях, например ремонт квартиры.
Ранее представители "Распадской угольной компании" заявляли, что согласно коллективному договору и договору, заключенному с администрацией Кемеровской области, семьям погибших будет выплачена единовременная компенсация в размере одного миллиона рублей. Хотя и отмечали, что окончательный объем выплат пока не определен и решение будет приниматься позже. Правительство выделило семьям по миллиону рублей на каждого погибшего, получившим тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести - 400 тысяч рублей, получившим легкие ранения - 200 тысяч рублей.
Хотя федеральные власти обещали пострадавшим максимально разбюрократить получение компенсации, опыт прошлых лет показывает, что это все же довольно долгая процедура. Поэтому сложилась практика: деньги для пострадавших выделяются из региональной казны, а потом восполняются из федеральной.
Причиной трагедии на "Распадской" скорее всего стал сдвиг земной породы и выброс метана, считает эксперт. Предотвратить такие происшествия практически невозможно, но проведение упреждающих мероприятий по снятию напряжения с пласта помогло бы снизить риск таких аварий.
Кроме того, при выбросе метана угольная пыль усилила разрушения, так как она поднимается и детонирует. "Учитывая масштабы производства, смывать угольную пыль на "Распадской" должны по меньшей мере 70-100 человек, - считает Мохначук. - На шахте такие меры предосторожности не соблюдались". По словам эксперта, профилактика на таком производстве достаточно дорогая и повышает себестоимость угля. А штраф за их несоблюдение составляет всего 5 тысяч рублей. Для сравнения: в США первое предупреждение от службы технического надзора обходится руководству шахты в 250 тысяч долларов, второе - уже в 300 тысяч.