Волгоградец даже не подозревал, что поиски растянутся на долгие годы и превратятся в настоящий детектив.
Погиб в феврале 44-го
Выяснить судьбу деда, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, Евгений пообещал своей бабушке еще в юности. Известий с фронта от Павла Коротова, ушедшего на войну рядовым в сентябре 1941 года из Сталинграда, не было. Разве что время от времени доходили весточки о нем от других людей. Лишь однажды Павел навестил родных - летом 1942 года, перед началом Сталинградской битвы, когда через город перебрасывали войска на фронт. На встречу с семьей у него было несколько часов. Больше близкие его не видели. До недавних пор они даже не знали, где он похоронен.
Ситуация изменилась, когда подросший внук Павла - Евгений решил найти могилу деда. Он изучил весь домашний архив и среди старых писем и фотографий обнаружил военно-полевую почтовую карточку. В ней сообщалось, что Павел Иванович Коротов погиб 26 февраля 1944 года на подступах к Кривому Рогу. И упоминался номер воинской части. Это была зацепка для поиска, которой Евгений воспользовался.
- По номеру воинской части я установил, что дед служил в 15-й стрелковой дивизии, в 47-м полку, - рассказывает Коротов. - Оказалось, дивизия до сих пор не расформирована и входит в украинскую армию. В штабе мне сообщили, что документация времен войны находится в Центральном архиве Минобороны (ЦАМО), и самое главное, назвали номер описи! Он стал настоящим ключом к расследованию.
В списках значился
Другой подсказкой стало название населенного пункта Химтрест, под Кривым Рогом. Евгений Васильевич вспомнил рассказ бабушки о том, как однажды уже после войны ее навестил однополчанин деда, который сообщил, что Павел Иванович похоронен в Химтресте. Из архивных документов следовало, что в период с 17 по 29 февраля 1944 года 47-й полк 15-й дивизии провел захоронения в районе поселков Химтрест, Ингулецкое, Покровка Криворожского района Днепропетровской области. Таким образом, появился ориентир для дальнейшей поисковой работы.
Буква преткновения
- Один из ответов ЦАМО содержал странные сведения: в нем шла речь о Короткове Павле Ивановиче, 1902 года рождения, уроженце села Дударево Мелеховского сельсовета Ульяновского района Орловской области, призванном в армию ульяновским военкоматом. В справке было написано, что он погиб тоже 26 февраля 1944 года и похоронен в Химтресте Днепропетровской области, - продолжает Коротов. - Но дед был уроженцем Сталинграда, 1898 года рождения.
Поскольку Евгений Васильевич не раз сталкивался с искажением своей фамилии, он взял это сообщение на заметку и обратился в украинские советы ветеранов с просьбой дать информацию о погибших Коротковых. Фронтовики из Кривого Рога сообщили, что Коротков (а не Коротов!) Павел Иванович, 1898 года рождения, уроженец Сталинграда, рядовой, был похоронен 26 февраля 1944 года в селе Новопокровка Орджоникидзевского сельсовета Криворожского района. Фамилия отличалась одной буквой, но год рождения был правильный, и Евгений Васильевич продолжил расследование.
Новопокровок в этом районе оказалось аж шесть штук! Только по крупномасштабной карте удалось установить местонахождение нужного пункта - у железнодорожной станции Пичугино. И вот настал день, когда Евгений Коротов поехал на могилу к деду, чтобы почтить его память.
- Я стоял у гранитной плиты, на которой высечена фамилия деда, под проливным дождем, - вспоминает он. - В день, когда дедушка погиб, тоже был дождь. Что я чувствовал в это мгновение, не передать: я ждал этого 26 лет.
Однако сказать, что в этой истории поставлена точка, все-таки нельзя. Скорее - многоточие.
Двойник из прошлого
- Кое-что меня смущает, - говорит Евгений Коротов. - Например, что место захоронения находится почти в 50 километрах от места гибели. Не повезли бы по военным дорогам погибших на такое расстояние, чтобы предать земле. Остался вопрос, где изначально была могила деда, в Покровке или в Новопокровке.
Но самое главное, Евгений Васильевич уже уверен в том, что речь идет о двух совершенно разных людях.
- Это стало ясно из раздаточных ведомостей, - говорит Евгений Коротов. - Два человека - две разные подписи.
То есть у деда Евгения Коротова появился "двойник". Но как? Кто он?
Подробнейшее изучение документов дало ответ на этот вопрос. Действительно, было два человека - Коротов Павел Иванович, дед Евгения Васильевича, и Коротков Павел Иванович. Оба служили в одном полку и в одной дивизии, оба имели одну воинскую специальность - ездовой и одно звание - рядовой. И оба погибли в один день - 26 февраля 1944 года.
- По данным ЦАМО, за период с 17 по 29 февраля среди потерь 47-го полка значатся 60 человек пропавших без вести, среди них Павел Иванович Коротов, - рассказывает Евгений Васильевич. - А среди убитых - Павел Иванович Коротков. Обе эти фамилии в архивных документах числятся в одном фонде и в одном источнике, но вот номер описи разный. Поэтому сейчас полной уверенности в том, что я нашел могилу деда, у меня нет. Четко ответить на вопрос, кто именно лежит под тем гранитом, может дать только дальнейшая работа по идентификации Коротова и Короткова.
Теперь Евгений Васильевич собирается в Кривой Рог, чтобы попытаться на месте прояснить ситуацию.
Родная кровь
И еще, кроме деда, во время многолетних поисков Евгений Коротов нашел 442 дальних родственника, павших на полях сражений Великой Отечественной войны! Последнего в этом списке погибших в войну представителей рода - Коротова Николая Сергеевича - Евгений Васильевич отыскал совсем недавно. Он погиб в Сталинградскую битву, на территории Городищенского района, под хутором Паньшино, где сгинуло две дивизии.
Из 442 Коротовых имена 27 представителей рода даже не числились в списках воинских захоронений либо данные были неполные. Один из них - сержант Михаил Петрович Коротов погиб 26 августа 1945 года. Его похоронили на советском кладбище в городе Сопот, в Польше. Михаила Петровича, который приходится ему двоюродным дедом, Евгений Коротов упомянул в своей книге "Твоя родословная. Кто ты?".
Однажды автору пришло письмо из Москвы от Нины Ивановны Григорьевой. Женщина писала о том, что благодаря этой книге узнала о судьбе своего дяди, Михаила Коротова, которого все это время семья считала без вести пропавшим. Так Евгений Коротов обрел не только погибших в войну, но и здравствующих ныне родных, связь с которыми была потеряна.