"РГ" объясняет положения нового закона о бюджетных организациях

Подписанный президентом РФ закон о бюджетных организациях породил в обществе такой накал страстей, который министр образования и науки Андрей Фурсенко охарактеризовал как панику. Почему? В ситуации пытается разобраться обозреватель "РГ".

Принятие закона, согласно которому бюджетные организации разделят на казенные, автономные и бюджетные, вызвало бурю страстей. Больше всего беспокоится образовательное сообщество. Станут ли уроки в школах, а лекции в вузах - платными? Будет ли ограничена свобода учебных заведений? Сократятся ли госрасходы на образование?

Тому, кто внимательно прочитал закон, станет понятно - нет. Суть документа применительно к системе образования - предоставление большей самостоятельности школам и вузам, возможности более гибко распоряжаться деньгами из бюджета.

Главное, чего опасаются родители, - новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения бесплатных. Когда речь заходит о школах, дискуссия переходит в истерику. Но, по словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, "говорить о том, что с вступлением в силу этого закона в школе бесплатными останутся только русский язык, математика и физкультура, - все равно, что сводить всю суть Единого госэкзамена к ответу на вопрос "Какого цвета были глаза у лошади Вронского?".

От первого лица

Говорит Андрей Фурсенко:

- Закон фиксирует то, что, по сути, в образовании уже есть. Если говорить о госзадании, то для школ сегодня аналог этого - нормативно-подушевое финансирование. Для вузов - контрольные цифры приема на бюджет. Механизмы, которые упоминаются в законе, уже отработаны в рамках нацпроекта "Образование". Главное здесь - "деньги в обмен на обязательства". Именно по этому принципу и направлялись субсидии школам, вузам и учреждениям начального и среднего профобразования, а также регионам, победившим в конкурсах нацпроекта.

Новый закон дает большую самостоятельность образовательным учреждениям. Это и сохранение временных издержек, и возможность перераспределения средств. Кстати, на моих встречах с директорами школ и руководителями вузов и ссузов те часто просят: "Дайте нам возможность более оперативно управлять теми деньгами, которые мы получаем! Не отбирайте в конце года деньги, которые мы сэкономили!" Новый закон дает эти права. Говорят, нет стандартов, под которые можно было бы выделять госзадание. Это неправда. Сегодня в новых стандартах, которые вводятся в школе, есть три основных момента: результаты обучения (значит, есть, что контролировать), структура программы и - главное - требование к условиям обучения. Так что нормативная база под выдачу госсредств и под госзадание в образовании существует.

1 Новый закон приведет к банкротству вузов, техникумов и школ. Это миф. В законе прописано, что банкротство исключено. Во-первых, крупные сделки могут совершаться только с согласия учредителя. А любая сделка, которая может поставить под вопрос выплату зарплат учителям, является крупной, потому что объем финансирования, который идет на зарплату, как правило, составляет более половины всех расходов.

2 Еще один миф - сокращение финансирования школ и вузов. Этого не будет. В законе зафиксировано: объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Т.е. никакого обвала не будет. Тем более что за последние десять лет в России расходы на образование значительно выросли. Образовательный бюджет 10 лет назад составлял 215 млрд рублей, а в 2009-м - около 2 трлн рублей (или 726 млрд рублей в ценах 2000 года).

3 Третий миф: увеличение поборов в школах. Закон лишает школы возможности брать деньги за уже оплаченные государством услуги. В нем оговорено: брать плату можно только за то, что выходит за рамки стандартов образования. А сегодня в ряде школ родителей просят платить не за те предметы и секции, которые идут сверх (например, за второй иностранный язык), а допустим, за то, чтобы учителя лучше преподавали дисциплины, предусмотренные по стандарту. Человек не должен платить за то, за что уже заплатило государство. Расходы родителей уменьшатся еще и за счет сокращения издержек. Сегодня для того, чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные секции или кружки, школе необходимо зарегистрировать какой-либо фонд. А это - аренда помещения, рабочие места для бухгалтеров, отдельное делопроизводство, налоги. С принятием закона школам не нужно будет нести дополнительные издержки, за которые в итоге приходится платить родителям.

Конкретно

Что говорит закон

- За обычные уроки платить не нужно. Предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика, основы безопасности жизнедеятельности.

- Объемы госсредств на образование не сократятся. В 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование в 3 раза превысят уровень 2004 года, составив 1,76 трлн рублей. Это превышает расходы по всем другим направлениям.

- У руководителей школ, вузов и техникумов появится мотивация к эффективному использованию бюджетных средств. Новая система позволит не только экономить, но и использовать сэкономленные средства на то, что нужно в данный момент.

- Появится прозрачность распределения средств, т.к. госзадание будет формироваться на основе норматива.

- Расширятся права школьного самоуправления. Управляющий (или наблюдательный) совет непосредственно участвует в формировании образовательной программы. С ним согласуются как базовая программа, так и наличие дополнительных образовательных услуг.