Вся сибирская и уральская нефть будет поставляться в южную Европу через турецкие порты Самсун и Джейхан и по 560-километровому трубопроводу. На днях президенты России и Турции подписали в Анкаре соответствующий меморандум.
В предстоящие два года намечено построить трубопровод мощностью более чем 50 миллионов тонн в год, вложив в создание проекта около трех миллиардов долларов. Сейчас турецкий вариант стал едва ли не единственным способом увеличения экспорта российской нефти на этом направлении. Транзитные возможности пролива Босфор-Дарданеллы оказались исчерпанными. Упущенная выгода из-за экологических ограничений - 12 миллиардов долларов.
Напомним, Россия пыталась "прорубить окно" через Болгарию и Грецию, но болгарская сторона в последние годы стала предъявлять все новые условия по этому маршруту. Эксперты связывают это с растущим давлением на Софию со стороны Анкары, заинтересованной в сохранении транзита российской нефти. Он, по самым скромным подсчетам, будет ежегодно пополнять турецкую казну минимум на 150 миллионов долларов в год.
Впрочем, в России не склонны бросать этот проект и тем более противопоставлять их друг другу. По словам руководителя "Транснефти" Николая Токарева, "не исключено, что возможно объединение обоих трубопроводов, чтобы создать эффективную систему транспортировки нефти". Но фактически получилось так, что не только почти все ее российские поставки, но и вывоз каспийской нефти из российских портов Новороссийск и Туапсе "уйдут" в новую турецкую трубу.
Эксперты рассматривают подобный транзитный "подарок" как вынужденный российский шаг, чтобы добиться согласия Турции на участие в другом проекте - газопроводе "Южный поток". Его самая южная нитка предварительно запланирована через Турцию и далее через Грецию - на юг Италии. Пока "дорожная карта" по "Южному потоку" не подписана. По некоторым данным, турецкая сторона хочет добиться дополнительных гарантий от Москвы, что транзит российской нефти через турецкие порты будет увеличиваться.