Положительная динамика российско-американских отношений в последнее время пополнилась очередным шагом на встречу друг другу. Администрация Барака Обамы передала в конгресс США на рассмотрение двустороннее соглашение в области мирного атома, более известное как "соглашение 123". Если до конца августа у американских законодателей не возникнет сомнительного соблазна поставить крест на взаимовыгодном договоре, то у некогда исторических соперников в ядерной области будут все возможности наладить уникальное сотрудничество в этой высокочувствительной сфере.
Напомним, что переговоры по предложенному американо-российскому соглашению о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, начатые в октябре 2006 года, завершились в апреле 2007 году после переговорных раундов в Вашингтоне, Москве и Вене. А в мае 2008 года в столице нашей страны стороны торжественно подписали документ, который уже вскоре был представлен на Капитолийский холм для обсуждения. Однако события августа 2008 года и их политизированное толкование администрацией Джорджа Буша-младшего привели к тому, что "соглашение 123" было отозвано и спрятано в "долгий ящик".
Теперь же Барак Обама, снова направил документ в Конгресс, пояснив, что тщательно изучил рекомендации заинтересованных в этом вопросе государственных и частных структур и пришел к выводу, что реализация соглашения пойдет на пользу США. Кроме того, по мнению американского президента, ситуация в Грузии не создает проблем, а позитивное взаимодействие Москвы и Вашингтона по решению иранской ядерной проблемы способствует скорейшему вступлению российско-американской "ядерной кооперации" в силу.
Действительно, логика продвижения двусторонней ядерной повестки, особенно, после заключения Россией и США нового договора по СНВ, соглашения об утилизации почти 70 тонн плутония и закрытия Россией оружейного ядерного реактора, налицо. Впрочем, несмотря на всю очевидную выгоду сотрудничества в области мирных расщепляющихся материалов между двумя странами, лидирующими в этой области, политические интриги и спекуляции не заставили себе долго ждать. Любопытно, что скептицизм и критика в адрес Белый дом раздалась не только со стороны традиционно недовольных Обамой республиканцев, но и со стороны весьма влиятельных членов демпартии, занимающих ключевые посты в конгрессе. Так, председатель комитета по иностранным делам палаты представителей, демократ Гарвард Берман весьма туманно заявил: "в момент, когда Иран активно стремится к обладанию ядерным оружием, заключение соглашения о ядерном сотрудничестве с иностранными государствами далеко от ключевых вопросов в сфере нераспространения". Однако источники в Белом доме подтвердили, что администрация не видит смысла "держать в заложниках" выгодный самим США договор по сотрудничеству в области мирного атома с Россией из-за не связанных с самим соглашением международных событий. Тем не менее, ряд конгрессменов заявили, что "Россия может иметь ядерные отношения либо с нами, либо с Ираном, но ни в коем случае не одновременно". Не исключено, что американские законодатели попытаются обставить соглашение дополнительными условиями и оговорками, а также провести вариант "размена" спокойного прохождения "соглашения 123" через Конгресс, на полное присоединение России к американскому жесткому варианту санкций против Тегерана.
Впрочем, политические аналитики в Вашингтоне объясняют негативную реакцию конгрессменов-демократов, пока еще имеющих большинство в Конгрессе, электоральными причинами. По мнению эксперта Центра за американский прогресс Самуэля Чарапа, политические соображения вынуждают демократов на Капитолийском холме с осторожностью относиться к этому вопросу. "Соглашение 123" внесено в конгресс в неудачный момент, - пояснил корреспонденту "РГ" Самуэль Чарап и добавил - поэтому представители демократической партии озабоченны именно временным фактором, а не сутью рассматриваемого вопроса. С политической точки зрения и с учетом предстоящих выборов, которые будут использованы республиканцами в том числе для критики курса администрации Обамы на улучшение отношений с Россией, демпартии в Конгрессе и Сенате может казаться не выгодно проводить одновременно ратификацию договора по СНВ и российско-американское соглашение по мирному атому". В тоже время, политолог выразил уверенность, что соглашение не будет заблокировано по причине трудоемкости этого процесса (для этого необходимо собрат две трети голосов в обеих палатах) и насыщенности повестки американских законодателей другими важными вопросами.
В конечном счете, заключают эксперты в американской столице, весьма маловероятно, что конгрессмены, несмотря на риторику и политические спекуляции, смогут заблокировать "соглашение 123". В отличие от других международных договоров, это соглашение не требует одобрения американских законодателей. Согласно установленной процедуре, если в течении 90 дней на Капитолийском холме не наберется двух третей в обеих палатах против договора, он автоматически вступает в силу. Собрать такую оппозицию с учетом нынешних реалий практически нереально.
Кстати
"Соглашение 123" предусматривает сотрудничество на коммерческой основе между США и Россией в области мирного атома, в том числе обмен несекретными технологиями, различными компонентами для исследований и производства атомной энергии, а также ядерным топливом.
Для Соединенных Штатов наличие такого соглашения, как минимум, создаст правовую основу для коммерческих поставок гражданских ядерных материалов в Россию американской промышленностью, а для нашей страны откроет доступ на рынок ядерного топлива США, который с учетом планов Барака Обамы по расширению сети АЭС, в ближайшие годы станет весьма прибыльным.