В Петербурге состоялась премьера спектакля к 100-летию Ольги Берггольц

К 100-летию со дня рождения поэтессы Ольги Берггольц и 65-летию великой Победы театр-фестиваль "Балтийский дом" выпустил премьеру - спектакль "Ольга. Запретный дневник".

Поставил его режиссер Игорь Коняев, а главную роль доверили народной артистке России Эре Зиганшиной. Автором идеи спектакля, посвященного жизни и творчеству Ольги Берггольц, стала Наталия Соколовская, составитель недавно вышедшей книги "Ольга. Запретный дневник".

- Когда мы начинали проект, в который вошли уникальные архивные материалы, не известные широкой публике, разрушающие некий глянец блокадного времени, советского образа Ольги Берггольц, моя фантазия дальше моноспектакля не простиралась, - вспоминает Соколовская. - Однако драматург Елена Черная и режиссер Игорь Коняев предложили ввести несколько персонажей.

Игорь Коняев признается, что "не подписался бы в этот "ад", если бы не Эра Зиганшина. И не случайно: если заглянуть в жизнь Берггольц, ужаснешься: как же она все пережила?! В 1938 году - арест по обвинению "в связи с врагами народа", расстрел мужа, потеря ребенка... Ее все время словно проверяли "на годность". Дважды выгоняли из кандидатов в члены ВКП(б).

- Для меня нет другой актрисы, которая смогла бы это сыграть. Материалов огромное количество, а реальной, объективной биографии "ленинградской Мадонны", "голоса города", женщины со сложной судьбой не существует, - поясняет Коняев. - Нам помогали многие. Никто не отказывал в поддержке, советах, все шли навстречу, как только слышали имя Ольга Берггольц.

Елена Черная писала пьесу, используя документальные материалы: дневники 1939-1949 годов, письма, черновики Берггольц, документы из архивного следственного дела, которое считалось утерянным до осени 2009 года. Режиссер дополнил постановку фотографиями и киноматериалами.

В спектакле также заняты народная артистка России Ирина Соколова (сестра Ольги), заслуженные артисты России Наталья Попова (мать), Валерий Соловьев (Николай Молчанов, муж Берггольц).

- Наверное, впервые в жизни я буду горда премьерой, - говорит Эра Зиганшина. - Горжусь тем, что театр взялся за непростую тему. Мы просто обязаны сделать так, чтобы зрители увидели Ольгу Берггольц не памятником, а живым человеком.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Черная, драматург:

- В 1979 году я прочитала сборник "Вспоминая Ольгу Берггольц". Уже тогда я мечтала сделать моноспектакль. Но не случилось. Позже я храбро предложила театру: давайте напишу пьесу. Мы с Наталией Соколовской по капелькам собирали материалы в архивах. Притронуться к ним оказалось нелегко. Неожиданно мне стали известны дневники бабушки Ольги Берггольц - Марии Тимофеевны. Сын Марии Федоровны Берггольц - Михаил Либединский собирал письма, записи, материалы, но до поры до времени не показывал никому. Ольга Берггольц - великолепный писатель, блестящий стилист - недооцененный, к сожалению.

Жизнь человека публичного обсуждается и часто обрастает двусмысленностями, и тогда замутняется главное - масштаб личности, а именно его мы хотели показать в спектакле.