Российские производители могут завалить французские прилавки своими блинами и пельменями. Но только если правительство начнет контролировать не только безопасность наших продуктов, но и их высокое качество, как это делают французы. Европейские чиновники в рамках Года Франции в России согласились научить отечественных "госконтролеров", как делать еду так, чтобы за нее не было стыдно.
"Какой француз не гордится своей фуа гра и сырами и какой русский не готовит борщ или пирожки", - бодро поприветствовал посол Франции в России Жан де Глиниасти игроков гастрономического рынка. Однако французы не только любят свои национальные блюда, но и следят за их качеством.
Престиж парижских и руанских производителей - заслуга программы официальных знаков качества, которой уже 50 лет. "Существует 6 видов этикеток для товаров", - объяснил генеральный директор Национального института защищенных наименований Франции Жан-Луи Бюэр. По его словам, каждая наклейка гарантирует, что производство шло в соответствии с традициями или обозначает принадлежность к региону производства, например вино бордо или сыр канталь. В итоге Франция ежегодно поставляет в Россию сыров, вина и фуа гра почти на 1,5 миллиарда долларов, а Россия во Францию - только "эмигрантские" гречку и черный хлеб.
На полках парижских магазинов можно встретить также красную этикетку - гарантия высшего качества, или зеленый знак, обозначающий экологически чистую пищу. Такая система дает потребителю уверенность, что за гастрономическое удовольствие отвечают не только на заводе, но и тот, кто выдал "знак отличия"- министерство сельского хозяйства и рыболовства. Вернее, институт, выдающий сертификаты качества, но не просто так, а за безупречную работу сыроварни или винокурни. Он финансируется на 30 процентов самими производителями, которым выгодно иметь привилегии своих товаров, а на 70 процентов - государством. К слову, бюджету Франции уверенность в удовольствии от поедания отечественных круассанов и улиток обходится ни много ни мало в 14 миллионов евро в год.
В России вопросами удовольствия едоков пока не озадачивались. Пока для выхода на мировой рынок и вступление в ВТО отменили обязательную сертификацию и заменили советские ГОСТы техническими регламентами. Причем пока работают только директивы для соковой и молочной отрасли. "Техрегламенты на все виды продукции еще не готовы, - говорит Виктория Щербинина, руководитель Органа по сертификации продуктов питания "Ростест", - поэтому сейчас действует только добровольная сертификация". Причем санкции для недобросовестных производителей в России сейчас скорее не палка, а легкая пощечина. "То, что крупный завод заплатил штраф от 500 до 5000 рублей, не остановит производство и ничему не научит производителей", - заявила Виктория Щербинина. По ее словам, контролировать предприятия нужно постоянно и неожиданно, а не раз в три года, как сейчас.
Узнав суммы российских штрафов и частоту проверок, глаза французских коллег слегка округлились. В Европе система устроена таким образом, что на завод могут прийти в любой момент. "Контроль проходит по всей цепочке, - говорит Катя Руанэ, заместитель советника по вопросам сельского хозяйства по России и СНГ посольства Франции. - Это касается и стадии производства, и переработки, и хранения, и передачи потребителю". И штрафы за несоответствие могут быть разными - от предупреждения до закрытия завода. Российская сторона в ответ не стала оправдываться. "Необходимо добиваться ужесточения санкций за небезопасные и некачественные продукты", - констатировала Виктория Щербинина. К тому же в ближайшее время будут приняты 8 техрегламентов Евросоюза. Дмитрий Медведев уже дал указание на затягивать с принятием технических условий для производства товаров. Тогда есть надежда, что дело дойдет и до системы проверки качества.