На прошлой неделе Федеральное казначейство опубликовало детализированный отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал нынешнего года. Теперь о многих вещах можно судить более определенно.
Кассовое исполнение бюджетных расходов в первом квартале составило 22,6% ВВП, значительно превысив аналогичный показатель за предыдущий год (на 16,3% в реальном выражении), при том что общий объем расходов, запланированных на этот год, в реальном выражении не превышает расходы 2009 года.
Практически равномерное исполнение расходных обязательств (22,9% от годового задания при необходимом равномерном уровне 25%), пожалуй, наиболее важная тенденция текущего исполнения федерального бюджета. Обычно госсредства расходуются крайне неровно: в первые месяцы года кассовое исполнение осуществляется довольно медленно, в последний - происходит масштабный сброс ликвидности с бюджетных счетов в экономику, что оказывает повышательное давление на инфляцию. Теперь есть надежда, что будущий декабрь не будет похож на предыдущий, удастся обеспечить более равномерное поступление ликвидности в банковскую систему в течение года, что даст дополнительные ресурсы для увеличения кредитования.
Однако детальный анализ показал, что в основе такой равномерности лежит не столько улучшение администрирования бюджетных расходов, сколько форсированное перечисление межбюджетных трансфертов субъектам РФ и внебюджетным фондам (за первый квартал 31,6% и 27,3% от годового задания соответственно). Значит, происходило перемещение части средств между бюджетными счетами, а не их фактическое поступление в экономику.
Правда, важно отметить, что по сравнению с предшествующими годами значительно ускорилось исполнение расходов по направлению "Национальная оборона" - с 16,3% от годового плана в первом квартале 2009 года до 21,7%. Это не означает переход к "милитаристскому" бюджету - доля военных расходов в федеральном бюджете 2010 года сохранилась на уровне предыдущего. Изменения произошли за счет ускоренного финансирования гособоронзаказа, что является значимым фактором поддержки внутреннего конечного спроса.
Ситуация с доходами федерального бюджета по итогам первого квартала оказалась заметно лучше, чем предполагалась в Законе о бюджете на текущий год: доходы составили 21,1% ВВП, значительно превысив плановый объем на 2010 год (16,1% ВВП). С учетом отмены ЕСН, это соответствует поступлениям доходов федерального бюджета за январь - март в предкризисные годы.
Наиболее ощутим вклад в рост поступлений федерального бюджета нефтегазовых доходов. За первый квартал они составили 9% ВВП, при плановом задании всего 7,4% ВВП. Такой разрыв обусловлен пессимистичным прогнозом цен на нефть, заложенным в Закон о бюджете на 2010 год (59 долларов за баррель).
Заметный вклад в рост доходов федерального бюджета внес НДС на товары внутреннего производства - за первый квартал его поступление составило 4,2% ВВП при плановом уровне всего 2,9% ВВП. Отчасти разрыв в плановых и фактических значениях обусловлен заниженным плановым уровнем собираемости по данному налогу, но куда в большей степени связан с реальным ростом собираемости и стабилизацией макроэкономической ситуации.
В целом поступление доходов федерального бюджета за первый квартал 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего выросло в реальном выражении на 12,4%, что объясняется не только ростом мировых цен на нефть, но и постепенным выходом из кризиса всей российской экономики.
Превышение фактических поступлений в федеральный бюджет над плановыми позволило, несмотря на практически равномерное исполнение расходов, получить в первом квартале довольно низкий уровень дефицита - 3,2% ВВП (при утвержденной величине в 6,8% ВВП). По прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), если цена на нефть сохранится в диапазоне 70-80 долларов за баррель, дефицит федерального бюджета по итогам года не превысит 4-4,5% ВВП.
Резервный фонд в текущем году станет основным источником погашения дефицита, что позволит правительству не прибегать к дорогостоящим внешним заимствованиям. Дополнительным фактором нагрузки на нефтегазовые фонды станет укрепление рубля - уже за первый квартал потери фондов из-за курсовой разницы составили 242 млрд руб.
Фактически за первый квартал из Резервного фонда на погашение дефицита бюджета было выделено всего 170 млрд руб., и если до конца года сохранится благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, то, вероятно, в 2010 году фонд не будет исчерпан, что даст некоторый запас прочности федеральному бюджету на следующий год.
В целом исполнение федерального бюджета за первый квартал указывает на постепенное восстановление российской экономики после кризиса, о чем свидетельствует рост собираемости ненефтегазовых налогов (НДС). Однако в условиях, когда еще не найдены новые источники экономического роста, зависимость российской экономики от бюджетного стимулирования остается высокой, что должно быть учтено при составлении проекта бюджета на 2011-2013 годы.