Депутаты Госдумы предлагают пересмотреть взаимодействие "материнской" и "дочерней" компании, ограничив перекрестное владение акциями. Соответствующий законопроект уже внесен в парламент и готовится к рассмотрению. Если законопроект будет принят, подконтрольные ОАО структуры, владеющие его акциями, могут лишиться возможности голосовать по ним и получать дивиденды.
Сегодня действующее законодательство не содержит ограничений на владение акциями основного (материнского) ОАО подконтрольными ему хозяйственными обществами, в результате чего подконтрольные хозяйственные общества становятся акционерами основного общества и реализуют вытекающие из этих акций права участия (перекрестное владение акций). По мнению разработчиков данных инициатив, возможности, предоставляемые перекрестным владением, зачастую используются для скупки подконтрольными обществами акций материнского общества фактически за счет ее же денежных средств, либо за счет использования подконтрольными обществами кредитных ресурсов под обеспечение собственным имуществом. Итогом этого является перераспределение корпоративного контроля над материнским обществом в пользу исполнительного органа материнского общества, при этом последний не затрачивает собственных денежных средств и не несет никаких экономических рисков, принимаемых остальными акционерами материнской компании. Другими словами, при приобретении акций "дочками" ОАО его менеджеры получают возможность контролировать компанию в ущерб акционерам, снижается ее прозрачность, кроме того, есть риски конфликта интересов. Учитывая известную распыленность акционерного капитала в крупных публичных акционерных обществах, получение контроля даже над относительно небольшим количеством акций посредством перекрестного владения может позволить менеджменту реально воздействовать на образование воли общего собрания акционеров и обеспечить собственную "несменяемость".
Новые поправки предусматривают введение законодательных ограничений на перекрестное владение акциями публичных ОАО. Сохраняя возможность приобретения акций ОАО его подконтрольными обществами, законопроект предусматривает ограничение реализации прав по таким акциям на весь период времени, пока такие акции находятся в собственности подконтрольных обществ. Более того, законопроектом предлагается запретить подконтрольным обществам приобретать финансовые инструменты (иные чем акции), удостоверяющие любые права в отношении акций материнского акционерного общества, в том числе выпущенные в соответствии с законодательством иностранных государств.
Как уточнил Сергей Горбачев, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "Легис Групп", в целом основной задачей, решаемой законопроектом, является ограничение возможностей дочерней компании владеть акциями материнской компании, делающее фактически бессмысленным перекрестное владение акциями. "Учитывая, что в настоящее время, в силу отсутствия законодательного запрета, менеджмент дочерней компании может перекрестно выкупить акции создавшего эту дочернюю компанию общества и в силу этого влиять на управленческие решения акционеров основного общества, такие поправки представляются целесообразными, - считает эксперт. - Именно в силу того, что это позволит исключить конфликт интересов, поскольку владение акциями материнского общества по смыслу законопроекта не предоставляет права голоса на собраниях такого АО, они не учитываются при подсчете голосов, по этим акциям не начисляются дивиденды".
Так же важной новеллой законопроекта, по мнению авторов, является подход к определению подконтрольных обществ основного ОАО. В частности, законопроект предусматривает, что в качестве подконтрольных обществ публичного ОАО должны признаваться все юридические лица, отчетность которых включается в консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности и (или) сводную бухгалтерскую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета ОАО. При этом ответственность за достоверность предоставленных данных несет руководство такого общества, а достоверность консолидированной отчетности будет подтверждаться независимыми аудиторами.
Намерения депутатов как всегда благие, и в целом эксперты поддерживают основную мысль депутатов, однако некоторые положения законопроекта, по их мнению, могут привести к неразберихе и спровоцировать очередную волну рейдерских захватов.
По словам Александра Айвазова, управляющего партнера департамента инвестиционно-банковских услуг ИГ "Норд-Капитал", данный законопроект призван оказать благоприятное влияние на корпоративную культуру акционерных обществ. Предлагаемые меры действительно будут способствовать повышению уровня защиты акционеров от недобросовестного поведения исполнительного органа общества. Однако необходимо принять во внимание и другую сторону этой медали.
"Такой закон делает возможной реализацию схемы, когда миноритарный акционер в сговоре с исполнительным органом компании будет способствовать принятию решения о переводе акций материнской компании на дочерние организации, тем самым подводя ситуацию под действие норм, предлагаемых настоящим законопроектом, - говорит эксперт. - При этом создается ситуация, при которой доселе ничего не решающий пакет акций миноритария превращается в контрольный. Мне кажется, необходимо разработать систему противодействия подобным схемам, иначе они могут быть использованы для рейдерских захватов или очередного перераспределения собственности в крупных государственных и полугосударственных холдингах в свете грядущей приватизации. Будем надеяться, что разработчики законопроекта примут во внимание наличие подобной бреши в системе безопасности законопроекта при его доработке".
Ульяна Гоголишвили-Нефедова, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", считает, что "урезание" полномочий менеджмента будет способствовать прозрачности и подконтрольности его работы - рынок такие вещи всегда воспринимает весьма позитивно. А вот с точки зрения юридической техники законопроект недоработан и может спровоцировать неразбериху.
"Авторы предлагают ввести понятие "консолидируемое юридическое лицо", которое фактически должно заменить понятия "дочерние и зависимые общества", но забывают определить область применения этого понятия, что ведет к путанице в терминологии, - говорит эксперт. - Кроме того, разработчики предлагают ввести понятие "финансовый инструмент", но его содержание остается загадкой".
Помимо этого, по словам Ульяны Гоголишвили-Нефедовой, авторы законопроекта предлагают ввести прямые ограничения для консолидируемых юридических лиц на реализацию их прав как держателей акций "материнской" компании. "На мой взгляд, эти ограничения фактически лишают держателей акций всех прав, предусмотренных законом "Об акционерных обществах". В таком случае проще вообще запретить "дочкам" приобретать акции основного общества", - отметила эксперт.