Волгоградские власти рапортуют об увеличении числа предприятий, участвующих в размещении госзаказа. В прошлом году через систему торгов областной комитет экономики провел заказов на общую сумму в 3,6 миллиарда рублей и сэкономил бюджету региона около 124 миллионов рублей. Причем шестую часть от общей суммы заказов освоили малые предприятия, как того и требует Минэкономразвития России. Эти данные привела "РБГ" замначальника комитета экономики Анна Чупахина.
Однако сами предприниматели опасаются, что в скором времени многие торги придется отменять в связи с отсутствием желающих работать за бюджетные деньги. Главная причина опасений коммерсантов - право чиновников обременять эти контракты неподъемными для бизнеса условиями.
- Когда я заявляюсь на торги, то в обеспечение заявки перечисляю в бюджет 5 процентов от начальной цены. Эта практика отсекает фирмы-однодневки, не имеющие активов. Но если я выиграл конкурс, то все чаще чиновники требуют от моего предприятия обеспечения самого госконтракта по максимальной ставке в 30 процентов. Можно предоставить и банковские гарантии, но для малых предприятий получить их крайне проблематично, поэтому приходится на долгий срок расставаться с "живыми деньгами". Учитывая, что у малого бизнеса их не так много, я уже даже не рассматриваю варианты участия в торгах, где на кону сумма свыше 10 миллионов рублей, - рассказал "РБГ" директор волгоградской строительной компании Сергей Воропаев.
Замдиректора другой строительной компании Сергей Тараканов и вовсе собирается судиться с чиновниками администрации Урюпинского района Волгоградской области, которые вопреки закону о госзакупках в конкурсной документации прописали отказ от приема в качестве гарантий страхования ответственности победителя и потребовали залог только в денежной форме.
Расчеты Воропаева показывают, что, побеждая в торгах, он кредитует и без того небедных распорядителей бюджета на сумму, в разы превышающую саму стоимость контракта. Вот его арифметика: 30 процентов обеспечения контракта считаются от начальной цены, а она, как правило, в итоге падает процентов на 15-20. Тем самым доля средств, отвлекаемых из оборота компании, уже превышает 40 процентов от реальной цены контракта. Авансов в последнее время распорядители бюджета предпринимателям не платят, поэтому бизнесмен в процессе освоения контракта за собственные средства покупает сырье, материалы и услуги субподрядчиков. И общие расходы по этой статье опять же сопоставимы с итоговой ценой выигранного лота. Возмещение понесенных расходов, а также возврат 30-процентного обеспечения он получит из бюджета в течение нескольких месяцев.
Чтобы преодолеть долгосрочный кассовый разрыв, предприниматели вынуждены кредитоваться в банках, естественно небесплатно. Такие условия не всех устраивают. Поэтому директор рекламного агентства Ирина Моисеева участвует только в тендерах коммерческих структур, и никогда - в бюджетных.
- У коммерсантов тоже есть пункт о готовности победителя тендера кредитовать клиента, но предварительных 5 процентов с нас никто не требует. А главное, частные компании в отличие от бюджетников могут более действенно защититься от демпингующих участников торгов и фирм-однодневок, - считает Ирина Моисеева.