17.05.2010 23:45
    Поделиться

    Рубен Бадалов: Почему с угольщиков НДПИ берется, а с газовиков и нефтяников нет?

    Рубен Бадалов, первый заместитель председателя Российского профсоюза угольщиков

    Говорят, что взрыв на "Распадской" - это случайность. На самом деле взрывы на шахтах - это следствие технических и экономических проблем, которые накопились в отрасли. Когда взорвалась шахта "Ульяновская", а следом - "Юбилейная", все испугались: и власть, и шахтеры, и собственники. Они понесли огромные затраты по компенсации ущерба, по восстановлению производства. Инспекция испугалась и тут же остановила все, что можно было и что нельзя. Но шок прошел, а должных мер предпринято не было.

    Мы ожидали, что будут сделаны какие-то глубокие стратегические выводы - научные, экономические, социальные, но на самом деле ничего этого не последовало. Хотя говорить о том, что владельцы экономили на оборудовании, нельзя. На всех шахтах стояла вроде бы надежная иностранная система газовой защиты. Но должного внимания к отрасли со стороны государства как не было, так и нет.

    Речь идет не только о модернизации шахт, хотя у нас есть и шахты, где износ оборудования достигает 80%. На "Распадской" проблема в другом - это высоконагруженный забой, оснащенный самым современным оборудованием, а мы не привыкли работать в таком интенсивном режиме. У собственников велик соблазн, не вкладывая больших денег в перспективу, выхватить то, что легко доступно, и уйти на другое место. Поэтому государство должно отслеживать технологический процесс, а не просто брать процент с того, что добыто.

    Сегодня Ростехнадзор имеет полномочия на проверку предприятий вплоть до остановки опасного производства, но в большинстве случаев он вынужден действовать через суд. И не факт, что судья примет решение об остановке производства. А тем временем ситуация на шахте меняется ежесекундно, и взрыв может случиться в любой момент. При этом инспекторов часто наказывают именно за то, что они останавливают производство.

    Есть и экономические причины неудовлетворительного состояния отрасли. Я считаю, что нужны и преференции для угольного бизнеса, раз он такой тяжелый. Надо посмотреть, а правильно ли взимать с угольной отрасли налог на добычу полезных ископаемых. Почему с угольщиков НДПИ берется, а с газовиков и нефтяников нет? Понятно, что эти отрасли кормят страну и им нужны инвестиции. А об угле пока еще не думали. Так подумайте, ведь этот налог можно направить на разработки в области новых технологий добычи, техники безопасности шахтеров.

    Поделиться