"Уважаемый собственник квартиры! На фасаде вашего жилого дома незаконно размещена наружная реклама. В связи с этим вам положена ежемесячная денежная компенсация за пользование принадлежащей вам долей в общем имуществе. Мы знаем, как добиться ее выплаты".
Адвокаты из столичной коллегии со странным названием, (называть не будем, чтобы не делать рекламы), обклеившие стены в одном из столичных жилых домов, объясняли, что никаких денег с жильцов не возьмут, а будут работать только за процент. Стоит только позвонить им по телефону.
За интригующим названием юридической фирмы скрывается совсем небольшое юридическое лицо, состоящее из двух граждан. А до недавнего времени - из одного, который и отвечает на звонки. Александр Владимирович объяснил, что он возьмется отстаивать интересы всех жильцов, но согласен и на одного собственника квартиры. Отдельный гражданин должен заключить соглашение с адвокатом, и тот в его интересах начнет действовать - писать претензии, обращаться в суд и так далее. А если речь идет о жильцах дома целиком, то придется проводить общее собрание, а это проблемно. Хотя адвокатская фирма и проведение собрания может взять на себя, правда, за отдельную плату. Адвокат объяснил сразу - сколько бы денег с тех, кто вывесил рекламу, они ни отсудили, его фирма заберет половину.
Стоит ли овчинка выделки? Сегодня столица пестрит наружной рекламой. Всевозможного размера и вкуса вывески призывают покупать бытовую технику, мобильники, машины и все остальное. Большинство из жильцов таких "рекламных" зданий слышали, что у них есть право получать часть прибыли от размещения баннеров и щитов на собственном доме. Но, как правило, не более того.
Возможность получать деньги за рекламу на доме предусматривает Жилищный кодекс. В законе сказано, что если вы приватизировали квартиру, то вправе просить плату за аренду площади здания. В статье 36 Жилищного кодекса четко прописано, что каждый собственник квартиры имеет право распоряжаться не только площадью своего жилья, но и долей в общем имуществе дома. Есть у юристов термин - "третьи лица". В рекламной ситуации это люди, разместившие рекламу. Они по закону использовать площади дома могут только по согласию с собственниками жилья и обязаны заплатить жильцам. За каждый щит на фасаде дома, за установленную на крыше радиопередающую станцию операторов сотовой связи, за магазин, расположившийся в подвальчике или на прилегающей к дому территории, владельцы приватизированных квартир вправе получать деньги.
Но что выходит на деле? Один квадратный метр щита на крыше или фасаде дома стоит тысячи рублей в зависимости от того, кто их делает. Бывают щиты площадью до 100 квадратных метров. На установку рекламного щита на жилом доме требуется разрешение управляющей компании или ТСЖ, на чьей территории находится этот дом. По элементарной логике часть денег, полученных от фирмы за установку рекламы, должна идти в управляющую компанию. По закону жильцы на общем собрании могут потребовать от управляющей компании отчета, на какие конкретно нужды были потрачены деньги. Ведь на них можно отремонтировать крышу, сделать детскую площадку, да в конце концов просто отдать жильцам. Но таких примеров, каюсь, найти пока не удалось. В двух московских управляющих компаниях вопрос, где деньги от рекламы на ваших домах, при условии полной анонимности объяснили, что они договора не заключают, а выдают только разрешение на размещение рекламы. Агенты фирм уходят для дальнейшего согласования вопроса к городским чиновникам. Назад еще никто из них не вернулся.
В общем, ситуация получается такая - деньги от рекламы есть и они реальные, но взять их конкретным жильцам большая головная боль. Специалисты говорят, что выгоднее оформить товарищество собственников жилья, хотя на это потребуется время. Только тогда у жильцов, а не у ДЭЗа появится законное право получать прибыль от арендаторов крыши.
Кстати, чтобы рекламный щит начал приносить прибыль, необходимо получить согласие более 50 процентов собственников жилья. Гражданам по отдельности трудно будет еще вот почему - для получения и размещения денег с рекламы необходимо иметь юридическую структуру, она же будет платить с этих средств положенные налоги. У ЖЭКов и ДЭЗов такие структуры есть, а у разрозненных собственников жилья нет.
С какими ограничениями живут рекламные фирмы? Их установка должна быть смонтирована без нарушений, по всем правилам и нормам, а ее безопасность документально подтверждена. В документах должно быть оговорено, что она не помешает людям, живущим в этом доме. Это можно узнать из технической экспертизы, которую в обязательном порядке проводит любая фирма, прежде чем согласовать свой проект. По правилам рекламная контора должна подтвердить правильность выбора конструкций и материалов, а также верность технических расчетов. В столице Москомархитектура контролирует архитектурно-художественную составляющую рекламы: если она, с точки зрения градостроителей, некрасива, то размещать ее не должны. Кстати, с этими документами жильцы вправе ознакомиться, даже если не являются собственниками. Но все это в идеале. Жизнь несколько сложнее.
При обилии рекламы сложно проконтролировать все. Поэтому не редкость "левая" реклама. Недавно жильцы многоэтажного дома в центре столицы, устав от мигающего им в окна щита, стали проверять законность рекламы. Вот тогда и выплыло, что реквизиты и адрес фирмы, повесившей плакат, принадлежат совсем другой организации. Да и разрешение на размещение щита оказалось подделкой.