Сегодня "РБГ" публикует постановление правительства РФ, утверждающее методику расчета объема продовольственных товаров, реализованных в границах административно-территориального образования (субъекта РФ, муниципального района, городского округа), а также методику определения доли объема продовольственных товаров, реализованных торговой сетью (см. стр. 7). Методика разработана в соответствии с законом о торговле, вступившим в силу 1 февраля этого года. Напомним, что согласно статье 14 закона торговые сети, если их доля на рынке превышает 25% в границах определенной территории, не могут открывать там новые магазины. И методика нужна, чтобы рассчитать и объемы общего товарооборота в пределах территории и долю каждой сети в этом объеме.
Методика, разработанная ФАС, проста и понятна. Общий объем товаров рассчитывается Росстатом на основе данных его территориальных органов. Собираются эти данные путем ежемесячного обследования сетей и розничных магазинов, ежемесячного или ежеквартального обследования торговых предприятий малого бизнеса (плюс каждый год малый бизнес обследуют выборочно, а результаты распространяют на всех). Ярмарки и рынки обследуют раз в квартал и тоже выборочно.
Причем показатель оборота приводится в фактических ценах с учетом НДС.
Эксперты сомневаются в том, что методика позволит точно рассчитать доли сетей в общем обороте. "Росстат столкнется с проблемой выборочных проверок и нежеланием компаний предоставлять запрашиваемую информацию, - говорит Михаил Бурмистров, гендиректор компании "ИНФОЛайн-Аналитика". - Не совсем корректно и то, что методика предполагает расчет не по чистой выручке, а по валовому обороту с НДС. Малый бизнес НДС не платит, а это значит, что доля сетей в среднем будет завышена на 14-16%".
Впрочем, как утверждает Михаил Бурмистров, эта неточность в расчетах в ближайшее время интересы сетей не затронет (если не считать интересы Х5 в Санкт-Петербурге и "Магнита" в ряде небольших населенных пунктов), поскольку их доля на рынках территориальных образований пока далека от предельно допустимой. Но даже через 7-10 лет доля крупнейших в России сетей не превысит 15%. Сети же, которые достигнут 25-процентного предела доминирования в границах определенной территории, не смогут открыть там новые магазины, даже если закроют старые. И им придется либо закрывать объекты, либо содержать заведомо убыточные торговые точки.