Российский бильярд как вид спорта сейчас явно на подъеме. Благодаря целенаправленной работе за последние четыре года достигнуты серьезные результаты, в том числе представителями Москвы.
По некоторым разновидностям бильярда москвичи составляют основу сборной России. На международных соревнованиях они теперь не статисты, и даже не просто участники, а призеры и победители. И в этом большая заслуга Московской конфедерации бильярдного спорта (МКБС) - региональной общественной организации, которую возглавляет президент МКБС Евгений Борисович Иванов. Впрочем, успехи МКБС были бы невозможны без твердой поддержки, которую оказывает Попечительский совет, в который входят многие известные люди - государственные деятели, чиновники, бизнесмены.
"Первые ласточки" появились в прошлом году. А в 2010-м достижения пошли одно за другим. В начале февраля в Германии проходил командный чемпионат мира по пулу, одному из видов бильярда. И сборная России, состоящая из четырех человек, завоевала третье призовое место. Впервые, надо сказать, в истории. Застрельщиками в нашей команде были, конечно же, Руслан Чинахов и Константин Степанов.
Дальше - больше. В марте в Хорватии состоялся чемпионат Европы по пулу - по всем категориям. И Костя Степанов завоевал первое место в пуле-"восьмерке". Поясню: пул разделяется на четыре разновидности - "восьмерка", "девятка", "десятка" и пул-14.1. Победа Константина - это был, по свидетельству очевидцев, настоящий фурор, прямо-таки бомба, сюрприз для многих. Что касается Руслана Чинахова, то он добыл бронзу в "девятке". Однако не забывайте: Руслану всего 17 лет. Он - чемпион мира, многократный чемпион Европы среди юниоров, а теперь и бронзовый призер среди взрослых.
В апреле Чинахов на взрослом первенстве мира по пулу, проходившем в ОАЭ, занял опять-таки третье место - это тоже серьезный успех. Надо сказать, что на европейские форумы собирают 150 - 180 игроков. Участников на чемпионатах мира еще больше. Конкуренция - острейшая.
Прокомментировал для "РГ" успехи наших игроков, а также рассказал о проблемах этого вида Виталий Мант, вице-президент и исполнительный директор Московской конфедерации бильярдного спорта.
Российская газета: Виталий Михайлович, на чемпионате Европы Константин Степанов стал победителем - это первое в истории России золото по пулу. Каковы были ощущения?
Виталий Мант: Потрясающее чувство! Хочется гордиться этими успехами. Знаете, когда сегодня к столу подходят Степанов или Чинахов, я вижу, какой неописуемый страх появляется в глазах их соперников. То есть многие понимают: следует ожидать чего угодно. И на последнем чемпионате Степанов и Чинахов это доказали. Костя Степанов обыграл многократного чемпиона Европы немца Ральфа Суке, причем обыграл убедительно, с большим преимуществом. Это была не случайная победа. Красивая победа, это был наш праздник.
РГ: Первым делом мы заговорили о юношах. Ну а девушки?
Мант: Хочу несколько слов сказать о нашей талантливой девочке - это Диана Миронова. Ей всего 13 лет. Она стала чемпионкой мира среди юниоров по пирамиде. До этого у нее были серебряные и бронзовые призы среди взрослых. Класс игры ее такой, что она буквально "разрывает" своих соперниц. Диана - наш авангард.
РГ: Сейчас в спорте в центре внимания тренерский состав. Отсюда наши и успехи, и проблемы. Для бильярда это актуально?
Мант: Да, для нас это тоже актуально. Но бильярд - спорт своеобразный. На начальном этапе это крайне важно. В середине спортивной карьеры это тоже имеет значение. Ну а дальше? Когда человек достигает определенных высот, таких, например, как Константин Степанов, то ему уже тренер не нужен. Он сам психологически и технически разбирается не хуже любого консультанта и тренера. Разумеется, иногда со стороны что-то видно, можно подсказать. Но все равно это не тренерская работа, а скорее консультанта. Важна еще и организаторская роль. Если же говорить о Диане Мироновой, то у нее есть постоянно действующий тренер - Сергей Бауров, очень талантливый молодой человек, настоящий педагог.
РГ: Знаю, Виталий Михайлович, что у МКБС нет собственной базы. Где же вы тренируетесь?
Мант: Вот в том-то и дело, что тренировочный процесс, сборы мы проводим на чужих, так сказать, территориях. Любой клуб - это ведь коммерческое предприятие. Мы же не можем прийти и сказать: здравствуйте, мы - спортсмены, дайте нам столы, мы будем тренироваться. Мы полагаемся только на правильное выстраивание отношений. Мы помогаем клубам поднимать их бизнес, а они помогают нам, предоставляя безвозмездно или на очень щадящих условиях свою базу. Нам, конечно, помогает Москомспорт. Но в основном все финансирование идет благодаря Попечительскому совету, возглавляемому Александром Николаевичем Прониным. В его составе - и мне это особенно приятно говорить - работает Александр Горбенко, Генеральный директор ФГУ "Редакция "Российской газеты". Александр Николаевич Горбенко знает и понимает бильярд не понаслышке: сам увлеченно играет. И мы очень признательны ему, как и всему Попечительскому совету. Ведь не секрет: занятие бильярдом на профессиональном спортивном уровне - не дешевое удовольствие, участие в международных соревнованиях требует соответствующего финансирования. И в этом плане Попечительский совет проводит абсолютно последовательную политику. Конечно, если бы нам удалось создать собственную базу, то, я уверен, успехи были бы еще больше.
РГ: А что вы вкладываете в понятие "база"?
Мант: Мы говорим о бильярдном клубе, в котором было бы не меньше сорока столов. Например, половина для пула, половина - для русского бильярда, то есть пирамиды. База нужна, чтобы делать детско-юношеские семинары, проводить сборы, соревнования. Причем соревнования нужно проводить не один раз в четыре-пять месяцев, а чуть ли не раз в неделю. Необходима селекция, о чем сейчас много говорят. Почему были утеряны корни? Все начиналось с дворов, школ. Оттуда уходили в секции. А уже потом оттачивали мастерство. А сейчас, когда эта связь оборвана, откуда может взяться мастер? Без корней, без истока... К тому же, если бы у нас был свой центр, можно было и показательные турниры проводить регулярно. Ведь в бильярд играют очень и очень многие. У нас есть собственный профессиональный судейский корпус. Мы проводим в год более семидесяти мероприятий, в которых принимают участие даже дети семи-восьми лет. Даже инвалиды. Кстати, на чемпионате Европы есть специальная категория среди инвалидов. А у нас до сих пор нет сборной России. Мы очень хотим создать команду инвалидов, и мы занимаемся этим.
РГ: Виталий Михайлович, идет сейчас молодежь в бильярд?
Мант: Да, есть такая тенденция. Знаете, для родителей очень важно, в какую атмосферу попадают дети. Сегодня все больше таких бильярдных залов, где не разрешено курить. Сейчас такая связка "бильярд и табак" непопулярна. И родители с удовольствием оставляют своих детей в таких новых современных клубах. К тому же большим авторитетом пользуются бильярдисты, достигшие высоких результатов. Это уже спорт другой пробы. Я бы хотел подчеркнуть, что мы работаем в строгом соответствии с вертикалью власти спортивного подчинения. Все наши турниры увязаны с соревнованиями, которые проводит Россия, Европа, мир. А еще мы привлекаем детей из неблагополучных семей. Надо видеть этих ребят, их глаза, когда они отчаянно соревнуются. Среди этих ребят уже есть такие, которые ездят на соревнования, в том числе и за рубеж, и завоевывают медали. Подытоживая, хотел сказать: если и дальше Москва и Россия в целом будут показывать такие высокие результаты в бильярдном спорте, то весь мир поймет - эти наши успехи не случайны.