Освобожденные российскими военными члены экипажа танкера "Московский университет" вернулись домой.
Родные и близкие встречали их в аэропорту Краснодара, куда они прибыли из Москвы, а несколькими часами раньше прилетели из Арабских Эмиратов, где судно приведут в порядок после пиратского нашествия. Несколько членов экипажа захотели остаться на танкере, но большинство решили вернуться домой, и Новороссийское морское пароходство, которому принадлежит танкер, отправило им замену.
В аэропорту "Домодедово" к журналистам вышел капитан Юрий Тульчинский. Он выглядел уставшим и был немногословен. "Экипаж был собранный, паники я не наблюдал, все четко следовали полученным инструкциям, - сказал он. - Металлические двери, за которыми мы спрятались, пираты пытались разбить кувалдами, рубили задвижки. Мы укрепляли двери, заводили дополнительные стропа, чтобы их нельзя было с наружной стороны открыть. Думаю, мы бы еще часов десять так смогли продержаться, но помощь пришла гораздо быстрее".
Жена капитана Наташа Тульчинская встречала его в Москве. Они на пару дней задержались в столице, где запланированы встречи с руководством "Совкомфлота", куда входит компания "Новошип". А остальные моряки вечерним рейсом вылетели в Краснодар. Некоторые живут в кубанской столице, но большинство - в Новороссийске.
- Бабушка нас готовится пирогами встретить, - говорит мама инженера-электромеханника Сергея Коценко. - А мы с Сережиным папой решили в Краснодар ехать. Не могу дождаться, чтобы обнять и расцеловать сына. Ведь он у меня единственный, весь мир заключен в нем. Сережка это знает, поэтому постоянно звонит и шлет смс-ки.
Мобильник Людмилы Николаевны забит сообщениями от сына. Он даже фотографии, сделанные после освобождения, умудрился переслать: вот на палубе танкера сидят поверженные пираты, а тут сам Сергей на их фоне.
- Когда появилась информация, что их захватчики, скорее всего, утонули, Сережа сразу мне отправил сообщение и сказал, что на его глазах пиратов сажали в лодку, - поясняет мама. - Запас воды с собой дали, собрали пожитки за исключением оружия, абордажных лестниц и навигационных средств, и отпустили с миром. Ну а дальше уже сам Господь, думаю, распорядился их судьбой. Нечего разбойничать и нападать на мирные суда. Даже представить себе страшно, чтобы случилось, не подоспей во время наши военные. До конца жизни будут теперь благодарить командира противолодочного корабля "Маршал Шапошников" Эльдара Ахметова и руководителя группы пехотинцев Андрея Дюжева, освободивших наших дорогих мальчиков. Они ведь шли под пули, жизнями рисковали, но так умело действовали, что и себя, и ребят сберегли. Но моряки вели себя достойно, я теперь это точно знаю.
Людмила Николаевна открывает мобильные послания сына. Там эпопея 22-часовой осады и 20-минутного освобождения - в деталях и подробностях. Оказывается, прежде чем запереться в машинном отделении, экипаж почти час отбивался от пиратов. Безоружные моряки направляли на них рукава пожарных шлангов и обстреливали из ракетниц. Первую атаку удалось отбить, но едва успели сообщить о случившемся в Новороссийск и проинформировать коалиционные военно-морские силы в регионе, как последовала вторая атака. Поняв, что силы не равны, капитан дал команду спускаться всем в машинное отделение. Но прежде электромеханник Сергей Коценко сумел заблокировать руль, поэтому все пиратские попытки завести двигатель оказались тщетными: огромное судно просто крутилось на одном месте.
Разъяренные разбойники обливали бензином дверь, за которой укрылись наши моряки, устраивали дымовую и газовую атаку, но так и не смогли одолеть россиян. От бессилия начали крушить все на палубе, поэтому теперь на корабле приходится восстанавливать разрушенное.
Сергей Куценко считает своим небесным покровителем Георгия Победоносца и носит на груди его образ. Как известно, освободили ребят из плена шестого мая - в день Святого Георгия. И когда уставшие, измученные, но счастливые моряки поднялись на палубу, неожиданно пошел дождь, а в небе над судном появилась яркая радуга. "Это Георгий Победоносец нам знак подал, - считает Сережа. - Думаю, его молитвенная поддержка помогла нам выстоять".
В это время дома в Новороссийске Людмила Николаевна дожидалась сына с капитанским значком в виде якоря. Она сжимала его в ладошке так крепко, что на ней остался след. Родители Ромы Романюка тоже почти сутки провели в молитвенном стоянии.
- Для Романа это второй рейс, - поясняет его отец. - Первый раз сын по Европе ходил, домой вернулся быстро, а теперь отправился в длительное плавание. Нас заверил, что это обычный рейс, совершенно безопасный, а вон что вышло. Мы, конечно, очень переживаем, надеялись удасться уговорить его поменять профессию, но Роман по телефону сказал, чтобы и не думали об этом. Голос был хотя и уставший, но бодрый. Матери так и заявил: русские не сдаются, а побеждают.
Кстати, старший помощник капитана Михаил Мигунов уже во второй раз попадает в подобную переделку. В апреле прошлого года на танкере "НС Коммандер" им удалось отбиться от пиратов с помощью пожарных шлангов, а на этот раз нападающие оказались наглее, решительнее и лучше экипированы. Однако наши моряки сумели выйти победителями из неравной битвы.
Сразу после возвращения домой они отказались отвечать на вопросы журналистов, сославшись на сильную усталость. Чтобы спрятаться от объективов многочисленных телекамер, вышли через запасной ход. Родных предупредили, чтобы те ждали их возле прибывшего из Новороссийска автобуса. Короткие объятия, поцелуи - и он тронулся с места. Сергей Коценко успел лишь сказать присутствовавшему при этой встрече корреспонденту "РГ": "Как только доберусь до дома, пойду в церковь и поставлю свечки за здравие всем своим товарищам".
В Новороссийском морском пароходстве сообщили, что они обязательно соберут пресс-конференцию, но только после того, как из Москвы вернется капитан судна Юрий Тульчинский. Пока же морякам нужно хорошенько отдохнуть и отоспаться. Руководство "Новошипа" уже пообещало выдать членам героического экипажа по двойному окладу и премии.