18.05.2010 23:46
    Поделиться

    Автотранспортные предприятия Архангельска просят бюджетную помощь

    Муниципальные автотранспортные предприятия просят бюджетную помощь

    Необходимость финансовой поддержки муниципальных предприятий пассажирских перевозок (АПАП-1 и АПАП-2) рассмотрят на ближайшей сессии депутаты Архангельского горсовета.

    МУПы были созданы в конце прошлого года, после закупки городскими властями по федеральной программе 39 автобусов большой вместимости. Отечественные машины пришли в столицу Поморья в декабре, а 3 февраля впервые вышли на линию. Еще при принятии решения о выделении денег на их закупку руководство мэрии планировало провести конкурс на обслуживание автобусных маршрутов. Участвовать в нем должны были и вновь созданные МУПы. Конкурс планировался на 15 марта, однако не состоялся. Его перенесли на лето текущего года.

    - Сейчас городское управление транспорта прорабатывает новую схему автобусных маршрутов, - говорит директор АПАП-1 и АПАП-2 Александр Ситков. - Конкурс будет проводиться с учетом того, что маршруты, по которым курсировали ПАЗы, не годятся для автобусов большой вместимости.

    В Архангельске ежедневно выходят на линии порядка 900 автобусов марки ПАЗ. Лишь около половины предпринимателей на этом рынке работают легально, имея договоры с мэрией, утвержденные маршруты и графики движения. Остальные пользуются пробелами федерального законодательства, позволяющими получать лицензию на пассажирские перевозки, не вступая в отношения с муниципальными властями. В результате серьезно страдает безопасность перевозок. Водители устраивают на улицах гонки в борьбе за пассажиров, дороги Архангельска переполнены транспортом. Привычная картина, когда на остановку одновременно подъезжают три, а то и четыре автобуса.

    Ясно, что вывести на рынок пассажирских перевозок два новых предприятия, владеющих автобусами большой вместимости, непросто. Тем более что ЛИАЗы, работающие на бензине, в два раза дороже в обслуживании, чем ПАЗы, хотя бы потому, что последние заправляются более дешевым газом. Большие автобусы требуют и качественного технического обслуживания, содержания ремонтной базы.

    - Пока не прошел конкурс, мы вынуждены работать по временной схеме, в основном на окраинах, на заведомо невыгодных перевозках, - говорит Александр Ситков. - Наши затраты идут на содержание машин, зарплату, налоги. В результате убытки предприятий составляют два миллиона рублей в месяц. Мы рассчитываем, что мэрия нам окажет финансовую поддержку хотя бы на первом этапе.

    - Я предлагаю как можно быстрее провести конкурс на обслуживание самого востребованного городского маршрута, "кормившего" в прошлом троллейбусы, - маршрута "5у", - говорит депутат Архангельского городского совета Вячеслав Широкий. - Не вполне понимаю, что мешает составить заявку так, чтобы сумели выиграть МУПы, ведь можно указать главное конкурсное требование - вместимость автотранспортного средства.

    По словам Ситкова, в дальнейшем планируется, что МУПы будут работать и на прибыльных маршрутах в центре города, и на убыточных - на окраинах. В любом случае предприятия для того и созданы, чтобы исполнять социальные функции - перевозить людей в отдаленные микрорайоны Архангельска. Однако работать по-новому АПАП-1 и АПАП-2 смогут только после того, как будет проведен конкурс. А его объявят после утверждения новой схемы автобусных маршрутов.

    - Схему составляют для того, чтобы учесть и еще один проект - возврат троллейбусов на улицы Архангельска, - говорит Ситков. - Сейчас готовятся постановление правительства области и финансово-экономическое обоснование для этого шага. Предполагается, что троллейбусный парк разместится на базе наших предприятий. Конечно, проект нельзя реализовать без бюджетных вливаний, но в большинстве стран и городов муниципальный транспорт получает господдержку.

    Впрочем, многие специалисты не отрицают, что в связи с введением автобусов большой вместимости хорошо было бы пересмотреть тарифы на пассажирские перевозки в сторону увеличения. Не так давно цена на проезд в столице Поморья поднялась с 10 до 13 рублей. Такое решение вызвало массу обращений горожан в прокуратуру. Проверка надзорного органа показала, что повышение было законным.

    - Я считаю, что цена билета 13 рублей обоснована только для ПАЗов, а для больших автобусов, учитывая высокие затраты на их содержание, цена должна составлять 16 или даже 18 рублей, - говорит Александр Ситков. - Тогда можно было бы перевозить больше льготников, ставить наши автобусы на нерентабельные маршруты.

    КОММЕНТАРИЙ

    Дмитрий Акишев, депутат Архангельского городского совета, председатель комиссии по вопросам городского хозяйства:

    - Муниципальные предприятия пришли на устоявшийся рынок. Однако и стартовые условия для них были созданы самые благоприятные, поэтому я, например, не могу согласиться с тем, что МУПы нужно дотировать из городского бюджета на 20-30 миллионов рублей ежегодно.

    Безусловно, от ПАЗов, которые предназначены прежде всего для сельской местности, город должен отказываться. Что касается восстановления троллейбусного движения, то это предложение я не поддерживаю. Считаю, что в Архангельск должен вернуться трамвай. Во всем мире он приветствуется как экологически чистый вид транспорта. К тому же трамвай ходит по своей полосе, не будет мешать остальному движению. В городе количество машин на существующую дорожную сеть превышает все мыслимые нормативы. Появление на центральных улицах троллейбуса приведет только к увеличению пробок.

    Справка "РГ"

    В 2009 году для получения 39 автобусов большой вместимости по федеральной программе муниципальный бюджет Архангельска выделил около 50 миллионов рублей, федеральный - более 76 миллионов. На восстановление троллейбусного движения предполагается найти в областной и городской казне 302 миллиона рублей. Планируемые убытки от троллейбусных перевозок - 32 миллиона рублей в год.

    Поделиться