Поселок Парфино, где обанкротившийся фанерный комбинат оставил без работы огромное количество жителей, не вошел в список моногородов, а значит, остался без господдержки. Но областным властям удалось запустить остановившееся производство.
Фанерный комбинат - градообразующее предприятие для Парфино, до недавнего времени оно формировало почти 80 процентов бюджета района. В прошлом году завод остановился, без работы оказалось 1600 человек. Для поселка с населением всего в восемь тысяч это стало настоящей катастрофой. Люди в буквальном смысле остались без средств к существованию, ведь на фанерном производстве трудились целыми семьями и династиями. А другой работы в поселке попросту не было.
- Фактически комбинат прекратил деятельность в первом квартале прошлого года. Выпуск продукции упал до нуля, а коллектив оставался на содержании завода, - рассказывает Александр Ваниев, первый заместитель председателя экономического комитета Новгородской области. - Виной всему - издержки работы предыдущего менеджмента, который вовремя не принял необходимых управленческих решений и не только не заморозил производство, но и ввязался в строительство нового цеха, утопая в кредитах. Целый вал проблем обрушился на завод, и буквально за три-четыре месяца только долги по зарплате достигли почти 80 миллионов рублей.
В областной администрации решили, что необходимо во что бы то ни стало возродить фанерный комбинат. Но кроме того, надо было справиться с социальной напряженностью, охватившей район.
- Пришлось договариваться и с банками по замораживанию кредитных обязательств, и с коммунальщиками по отсрочке платежей, - продолжает Александр Ваниев. - Материально помогли семьям, в которых дети пошли в школу. Установили социальную цену на хлебобулочные изделия - самую низкую в области, открыли народный магазин, где все продукты были на 15-30 процентов дешевле, чем обычно. Параллельно создавали льготный режим предпринимателям. Те, кто брался реализовывать проекты на территории Парфинского района, стали получать гарантию областного фонда на сумму до 75 процентов затрат. Нам удалось создать здесь около 1300 новых рабочих мест - как временных, так и постоянных. В результате к осени прошлого года напряженность в основном была снята.
Тем временем на комбинат, который был признан банкротом, пришел новый инвестор.
- Мы были приглашены как производственники, которые помогут реанимировать процесс - запустить комбинат и не допустить его полного исчезновения, - говорит генеральный директор компании Марина Суховерхова. - Уникальность проекта в том, что предприятие-банкрот под внешним управлением продолжает работать. 17 ноября 2009 года нам удалось совместными усилиями возобновить выпуск квадратной фанеры. В планах наладить выпуск фанеры большеформатной - она пойдет на экспорт.
К настоящему времени возрожденное предприятие выпустило уже около 15 тысяч кубометров фанеры. По словам Александра Ваниева, это неплохие темпы: в самые лучшие годы, когда оборудование еще не было изношенно, комбинат ежегодно давал до 80 тысяч кубометров, на этот же год запланирован максимальный объем производства около 53 тысяч кубометров. Решается вопрос о приобретении инвесторами фанерного комбината в собственность.
Однако о том, чтобы вернуть рабочие места всем бывшим сотрудникам комбината, речь не идет. Сейчас здесь работает около 600 человек, и это количество может вырасти максимум до тысячи. Остальным парфинцам придется смириться со сменой деятельности. Но задолженность по зарплате выплатят всем. Сейчас она составляет около 31 миллиона рублей. На то, чтобы полностью погасить этот долг, уйдет еще около года.
- Хвастаться производством не приходится, - ведет в цеха Марина Суховерхова. - Станки старые, большинство - 1950-х годов, очень много ручного труда. Использовать все оборудование одновременно нельзя, часть приходится держать для подстраховки, чтобы в случае неполадки процесс не остановился надолго.
Комбинат действительно выглядит отнюдь не современно: темные стены, горячий воздух, старые грохочущие станки. Но люди, которые проводят в здешних неуютных цехах целые дни, считают себя везучими - в отличие от других парфинцев им вернули работу.
- Те месяцы, когда комбинат стоял, вспоминаем как страшный сон, - отрывается от сортировки фанерного шпона женщина средних лет. - Я на этом предприятии с семнадцати лет, отец, мать и брат - все здесь работали. Выжили благодаря родительской пенсии, да еще три месяца мне удалось подрабатывать в соседнем районе.
- А у меня родителей, которые могли бы поддержать, нет, я пошла на общественные работы - улицы мести, помойки разгребать. За все - три-четыре тысячи рублей в месяц. Представляете, каково это - сводить концы с концами на эти деньги? - говорит ее напарница. - Теперь на комбинате условия, конечно, изменились: один и тот же объем работы выполняет вдвое меньшее количество людей, трудимся не по восемь часов, а по двенадцать (двое суток через двое), при этом зарплату заметно урезали. Но молимся, чтобы завод снова не закрыли, - в поселке осталось еще очень много безработных, и возвращаться в их ряды страшно.
- Нет худа без добра: мы увидели, к чему может привести монопроизводство, и в срочном порядке начали формировать в Парфино другие виды деятельности, - резюмирует губернатор Новгородской области Сергей Митин. - Теперь главная задача состоит в том, чтобы сформировать крепкую базу для дальнейшего успешного развития территории по всем направлениям. Это лесной и энергетический комплексы, сельское хозяйство, привлечение инвестиций в промышленность.
В 2009 году в районе были введены в действие предприятие по переработке низкосортной древесины и швейный цех, продолжается строительство лесопильного и деревообрабатывающего цехов, а также предприятия по сборке мебели, завершается оформление земельных участков под крупный свинокомплекс. По данным пресс-службы обладминистрации, сегодня более 30 процентов выпускаемой в Парфинском районе продукции приходится на малый бизнес. До конца этого года здесь планируется открыть еще несколько малых предприятий.
Между тем
Несмотря на обращение администрации Новгородской области, Парфино не было включено в список из 27 моногородов, которым должна быть оказана первоочередная государственная помощь. Но минрегион России подтвердил готовность рассмотреть проект комплексного инвестиционного плана модернизации поселка и в дальнейшем выйти с инициативой об обсуждении возможности софинансирования ряда мероприятий из федерального бюджета.