Вчера вице-премьер Игорь Сечин рассказал журналистам о состоянии российского топливно-энергетического комплекса и международном сотрудничестве в этой сфере.
Самая важная и трагическая тема последних дней - трагедия на шахте "Распадская". О ней Сечин заговорил в первую очередь. Проведя краткий экскурс о правилах угледобычи с использованием шахтной технологии (чем больше добывается угля, тем больше производится метана), Сечин напомнил, что "Распадская" из-за своих гигантских размеров представляла наибольшие риски. Поэтому при принятии решений технологического характера этот фактор надо обязательно учитывать.
Проверка показала: из более 400 сигнализаторов утечки метана порядка 30 процентов - 150 - имели нарушенные пломбы. А это значит, что их портили сами шахтеры. "Это не снимает ответственности с тех, кто создал такие условия работы", - продолжил вице-премьер. Он напомнил, что на "Ульяновской" шахте оборудование было самое современное, но руководство внесло коррективы в программное обеспечение согласно своему усмотрению. А на "Распадской" Ростехнадзор выдал свыше 1200 предписаний, четырежды предлагалось дисквалифицировать руководителя шахты. Но акционеры не приняли решений. Общий объем штрафов за 2009 и начало 2010 года составил 1,5 млн рублей. И это при штрафе за нарушение пломбы лишь в 800 рублей.
"Надо переосмыслить наши подходы к обеспечению безопасности на шахтах, - сказал Сечин. - Мы не можем постоянно людей терять". Среди мер - усиление роли Ростехнадзора, страхование жизни и здоровья горняков, возможные штрафные санкции в случае аварий, повлекших гибель людей. Как это делается в США, где после ряда крупных происшествий такого рода просто ввели штрафы до 200 млн долларов за аварии с человеческими жертвами.
А в России тем временем Ростехнадзор может остановить работу шахты лишь по решению суда. Теперь порядок будет внесудебный. Но, естественно, затем дело перейдет к Фемиде.
Вице-премьер добавил, что пока рано говорить о том, когда заработает шахта: слишком велики масштабы разрушений. Но горняки будут получать зарплату на протяжении всего срока строительства.
В других сферах, например, в международном энергетическом сотрудничестве, сложностей не меньше, но достаточно и позитивных результатов. Взять Турцию, контакты с которой значительно усилились последние пару лет. "Турция становится крупнейшим региональным центром, мы ее естественные партнеры, соседи - до Сочи столько же лететь, сколько и до Турции", - заметил Сечин.
За первый квартал этого года в Турции увеличилось потребление бензина на 42 процента. Есть место для сотрудничества. Много и других взаимных энергетических интересов: турки активно занимаются строительными работами в России, готовы вкладывать в Сочи, Москва же, достигнув соглашения по "Южному потоку", начала обсуждать конкретные детали проекта возведения АЭС.
Месячный безвизовый режим опять же чуть ли не главный для простых россиян итог российско-турецких переговоров - 3 млн наших граждан отдыхают на курортах Турции ежегодно. Еще один любопытный итог - поставки курятины - 150 000 тонн.
Есть и проблемы. Россия заинтересована в увеличении поставок газа, Турция - в снижении цены, поэтому ищет и других поставщиков. В Катаре, Иране, Туркмении, Азербайджане. "Мы это понимаем, это не секрет, - говорит Сечин. - Но также говорим, что если "Газпром" не будет ощущать рисков по замещению его объемов из других источников, то он готов на гибкую позицию". Вице-премьер добавил, что российский концерн несправедливо обвиняют в том, что он пытается ущемить интересы потребителя - ведь между ними стоят посредники, в том числе и государства с их налогами и акцизами. И есть разные варианты снижения цены. Вице-премьер также уточнил, что по проекту трубопровода "Самсун - Джейхан" был подписан меморандум между министерствами энергетики, и Москва подтвердила, что выполнит обязательства по его заполнению.
Что касается проектов на Украине, то "Газпром" обсуждает с партнерами разные варианты. Это, например, создание совместного предприятия с "Нафтогазом" с последующей дополнительной интеграцией. Говоря о взаимных интересах "Газпрома" и "Нафтогаза", Сечин уточнил, что российский концерн заинтересован в выходе на внутренний рынок Украины, а цели "Нафтогаза" - обмен активами и нахождение формулы стабилизации поставок на внутренний рынок. Глава Минтопэнерго Украины Юрий Бойко постоянно контактирует и с представителями "Газпрома", и с Минэнерго России, рассказал зампред правительства.
Относительно пересмотра формулы цены на газ, то "беспрецедентные шаги для поддержки украинской экономики уже сделаны" - обнуление таможенных платежей снизит цену на газ на 30 процентов, обратил внимание Сечин, но это решение правительства, а не "Газпрома". "Газпром" будет заинтересован пересмотреть свой контракт, только понимая, зачем ему это нужно", - расставил точки над "i" вице-премьер. Естественно, нельзя было не обсудить возможное обнуление пошлин на нефть. Пока идут переговоры с минфином, общих противоречий нет, говорит Сечин. "Нужны универсальные решения, так как нефтяная отрасль - не только добывающая, включает в себя и транспорт, и переработку, и сбыт".
Главная проблема отрасли - дефицит экономически оправданных объектов инвестиций. Не осталось проектов, по которым нет рисков. По оценкам специалистов, нерентабельными могут быть от 40 до 90 процентов новых месторождений. И конечно, налогообложение для инвесторов имеет самое серьезное значение. Поэтому правительство хочет найти оптимальный режим налоговой нагрузки, которая защищала бы инвесторов, давала бы необходимый результат для бюджета, сохраняла инвестиционную привлекательность отрасли в целом, заключил вице-премьер.