19.05.2010 23:48
    Поделиться

    В Уральском округе восстанавливается объем лизинговых операций

    Многие предприятия Уральского региона стоят на пороге модернизации. Сыграет ли в этом существенную роль несколько забытый за время кризиса механизм лизинга?

    Первым делом самолеты

    По итогам 2009 года объем новых лизинговых сделок в УрФО упал более значительно, чем в других федеральных округах, - на 53 процента. Аналитики связывают это с резким спадом промышленного производства. Наибольшую активность в приобретении новой техники путем лизинга проявили бизнес-структуры Ямало-Ненецкого автономного округа, закупавшие нефтегазодобывающее оборудование.

    Однако в данный момент участники рынка отмечают подъем в сфере финансовой аренды.

    - Тренд на восстановление рынка стал четко прослеживаться с середины третьего - начала четвертого квартала 2009 года и сохраняется до сих пор, - рассказывает директор екатеринбургского представительства одной из крупных федеральных лизинговых компаний Евгений Пицик. - Темпы восстановления нельзя назвать высокими, но процесс этот достаточно стабилен. Первый и особенно второй кварталы 2009 года стали самыми тяжелыми для рынка лизинга в нашей стране за все время его существования. На пике кризиса объем этих услуг опустился до уровня конца 2004 - начала 2005 годов.

    По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, максимально - в два раза - вслед за автопромом в прошлом году "просел" и автолизинг. Основные объемы лизинговых сделок пришлись на крупные объекты - самолеты, суда и железнодорожную технику. С семи до десяти процентов выросла доля сельскохозяйственного лизинга, а вот приобретение промышленного оборудования с использованием этого механизма тоже заметно сократилось - почти на треть.

    Меньше стало и самих структур, работающих на этом рынке. По данным Рослизинга, на территории Уральского федерального округа около 40 крупных лизинговых компаний. В Свердловской области активно функционируют сейчас около 20 из докризисных четырех десятков фирм. Официальных закрытий, впрочем, нет, поскольку лизинговые обязательства относительно долгосрочны, и компаниям необходимо закончить работу с уже имеющимися покупателями.

    Денежный канал

    Финансирование - вот один из ключевых вопросов такого бизнеса: лизинговые компании в большинстве своем тоже кредитуются в банках. Доступность кредитных средств в прошлом году существенно снизилась, и хотя сейчас коммерческие банки стремятся к приросту объемов кредитования, лизинг не стал для них привлекательной сферой - в частности, потому что во многих банках есть собственные лизинговые отделы. Как отметил директор по Уральскому региону одной из федеральных лизинговых компаний Родион Ямалов, "если банку придется выбирать, кому дать кредит - торговой, транспортной или лизинговой компании, - лизинг профинансируют в последнюю очередь".

    Каналы финансирования сохранили лишь наиболее устойчивые структуры. Участники уральского рынка отмечают работу одного из госбанков, созданного для поддержки производства, но действующего посредством кредитования обычных банков и инфраструктурных компаний. Этот банк работает в УрФО с семью лизинговыми компаниями, и заявки еще трех фирм находятся на рассмотрении. Стоимость привлечения средств - 10 процентов годовых, в то время как у большинства финансовых структур ставки выше в 1,3 - 1,5 раза.

    Спрос на секонд-хэнд

    К решению проблемы просроченной задолженности у лизинговых компаний нет единого подхода: некоторые из них изымали технику при просрочке платежа в несколько недель, а другие большинство проблемных контрактов подвергли реструктуризации.

    - Некоторые лизингополучатели, испытывая финансовые трудности, пошли по пути возврата имущества. В результате многие лизинговые компании остались с большим количеством труднореализуемой в условиях кризиса техники, не могли обеспечить доходность и своевременно отвечать по своим обязательствам перед банками, - рассказывает начальник управления развития корпоративных продуктов крупного регионального банка Елена Сорвина.

    Однако в 2010 году ситуация на рынке бывшего в использовании оборудования изменилась.

    - Сейчас на вторичном рынке автотехники и оборудования бум спроса, - рассказывает Родион Ямалов, - и оно больше не задерживается у лизинговой компании.

    Эксперт связывает тенденцию с удорожанием новой техники из-за прошлогоднего роста курсов валют. Евгений Пицик тоже отмечает, что число возвращенных предметов лизинга в компании сократилось в несколько раз. Замдиректора по Уральскому региону еще одной крупной лизинговой компании Вадим Константинов рассказал, что аналогичные процессы происходят в сфере реализации строительной техники, которой предприятия-подрядчики вернули довольно много - сейчас она вновь востребована. Во время кризиса компании практиковали даже "вторичный" лизинг, оформляя договоры финансовой аренды на изъятую технику. Однако сейчас речь, как правило, идет об обычной продаже.

    Амортизация затягивается

    С начала прошлого года произошли изменения в налогообложении лизинговых операций: был отменен тройной коэффициент ускоренной амортизации для покупаемых в лизинг основных средств, таких как компьютерное оборудование, оргтехника, часть легковых автомобилей и транспортных средств, некоторое оборудование для деревообработки и другое имущество, срок полезного использования которого ограничен пятью годами. Отношение к этому нововведению разное: одни эксперты отмечают, что существенных изменений оно не принесло, другие видят в этом одну из причин падения рынка автолизинга: ведь расходы списываются не столь оперативно, возникает незапланированная прибыль, растет налоговая нагрузка и падает доходность операций.

    По словам Вадима Константинова, лизинговые компании нашли способ работы в новых условиях: они просто учитывают это имущество не на своем балансе, а переводят на баланс фирмы покупателя, которая имеет право "списывать" не только амортизацию, но и разницу между ней и размером лизингового платежа. Однако если учитывать, что одновременно был отменен понижающий амортизационный коэффициент для автомобилей стоимостью свыше 600 тысяч рублей, то получается, что данная инновация работает против отечественного автопрома: ведь импортные машины сейчас можно списать быстрее, чем недорогие российские.

    Компетентно

    Александр Боркунов, начальник отдела машиностроения и ОПК министерства промышленности и науки Свердловской области:

    - Количество предприятий, пользующихся услугой лизинга, увеличивается. Крупные компании могут привлекать кредиты на переоборудование в западных банках, однако такие предприятия в регионе можно пересчитать по пальцам. Для прямой работы с заграницей необходимо, например, прохождение IPO, без этого западные банки не идут на риск. В то же время лизинговые компании имеют доступ к этому финансированию, и даже с учетом их маржи покупать оборудование в лизинг часто выгоднее, чем кредитоваться в отечественных банках. Например, самый мощный в России лазерный комплекс для машиностроительной отрасли был приобретен в Германии в лизинг. В пик кризиса, когда купившее его уральское предприятие не смогло придерживаться графика выплат, его руководству удалось договориться с лизинговой компанией о реструктуризации, и в январе-феврале прошлого года они не платили практически ничего, погасив эту задолженность в конце 2009 года.

    Справка "РГ"

    Лизинг (финансовая аренда, позволяющая не только пользоваться техникой, но и дешево потом приобрести ее) - очень удобный механизм инвестирования. Услуга лизинга дороже кредитов, но зато на размер лизинговых платежей можно уменьшать налогооблагаемую прибыль, оптимизируя выплаты государству.

    Поделиться