В течение месяца Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещает разослать всем федеральным телеканалам письма о прекращении увеличения громкости звука при показе рекламных роликов.
Дождавшись рекламной паузы по телевизору, мы обычно убавляем звук или переключаем канал. Телереклама раздражает не только своей частотой и повторяемостью, но и громкостью. Особенно заметно это вечером. Уснувшие было младенцы начинают плакать, а особо чувствительные граждане чуть не падают с диванов, заслышав очередное "Вы еще не в белом?" Но ведь по Закону "О рекламе" громкость звука в передаче и рекламном блоке не должна отличаться. Почему же тогда любой россиянин подтвердит, что это не так?
Собственно, ФАС уже не первый год грозится сделать рекламу тише. Глава ведомства Игорь Артемьев еще в марте призывал телеканалы прикрутить звук в эфире. Но тогда все ограничилось только констатацией проблемы. Сейчас, похоже, антимонопольщики решили перейти от уговоров к активным действиям.
Комментируя ситуацию, замруководителя ФАС Андрей Кашеваров пояснил, что в письменном обращении ФАС телеканалам будет предложено сначала самостоятельно разобраться с громкостью звука в рекламе. Причем в ведомстве уточняют, что способы давно известны: от ручной настройки до использования специальных устройств, выравнивающих звук. Но, судя по всему, антимонопольщики уже заранее не слишком надеются на сговорчивость телевизионного начальства и уточняют, что письма станут лишь одним из этапов борьбы.
"Мы обратились в Роскомнадзор с просьбой разработать техническое устройство, которое бы позволило замерить перепады звука. Аппарат надеемся получить до конца этого года. Когда замер будет сделан, станет понятно, нужно ли менять существующее законодательство или нет", - сообщил "РГ" Андрей Кашеваров.
Собственно, именно из-за недосказанности нынешних законов и возник весь этот сыр-бор. Стоит отметить, что до 2006 года ФАС уже имела несколько разбирательств по поводу громкости звука в рекламе в судах, но тогда это закончилось проигрышем антимонопольщиков. С принятием поправок в Закон "О рекламе", оговаривающих, что громкость звука в передаче и рекламе не должна отличаться, неразберихи меньше не стало. Например, до сих пор непонятно, на какой уровень звука ориентироваться при производстве рекламы. На средний по передаче? На стыки между вещанием и рекламной паузой? Все эти вопросы, по которым должно определяться соотношение громкости рекламы и телепередач, должны были прописать в техническом регламенте, разработка которого поручена минпромторгу, но этого документа до сих пор нет.
Доказать превышение громкости ФАС будет сложно, считает вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России Владимир Евстафьев. "Трудно представить, что кто-то сидит и во время рекламной паузы специально подкручивает звук, чтобы привлечь внимание зрителей", - замечает представитель рекламного сообщества, при этом признается, что и сам при рекламе уменьшает звук в телевизоре. Рекламоизготовители ограничиваются объяснениями, что звук в роликах идет в записи, а она более качественная, чем, например, звук, идущий через микрофон при прямом эфире, поэтому звук в рекламе воспринимается как более громкий. Правда, непонятно, почему те же фильмы звучат тише рекламы - а ведь в них звук пишется и чистится студийно.
Если верить телевизионному начальству, то на каналы поступает уже готовый продукт, при этом большинство рекламных роликов производит рекламное агентство - компания "Видео Интернешнл". Мы адресовали и туда свой вопрос, но он остался без ответа. Правда, в другом агентстве сотрудники на условиях анонимности пояснили, что хотя в нынешнем законе что-то и написано насчет звука в рекламе, реально держать общую громкость с передачей рекламщики не обязаны, поскольку нет четких указаний, на какой уровень звука ориентироваться - ведь в фильмах и телепередачах то шепчут, то кричат. "Надо приводить все к единому знаменателю, а этим, понятно, никто заниматься не будет, да и невозможно это. Вот и ставят по уровню крика", - прокомментировал собеседник "РГ".
Кстати, заявлять о полной невиновности телеканалов тоже было бы не совсем корректно. Например, коллеги-радийщики объяснили, что во время любой трансляции в студии обязательно присутствует звукорежиссер, который обязан контролировать уровень звука. То есть, если реклама зазвучала громче, специалист за пультом по идее должен отрегулировать уровень шума.