На Дворцовой площади Петродворца, у входа в знаменитый Нижний парк, с его фонтанами, тенистыми аллеями и уводящим в Финский залив каналом, появилась новая достопримечательность - велосипед "паук" 1890 года.
Он виден издалека благодаря своему огромному, больше метра в диаметре, колесу. Именно на таком "транспорте" катались когда-то наши предки. Среди которых, если верить историкам, был и российский император Александр III.
Вокруг "паука" с утра и допоздна - благо, ночи стоят белые! - толчется народ. Всем хочется покорить это старинное велосипедное чудо, да не у всех хватает на то смелости. Уж больно коварен "паук". Не в пример мирно соседствующему с ним "костотрясу" - еще одному чуду техники из прошлого, трехколесному гиганту 190 см в длину и весом 25 кг.
Среди немногих смельчаков оказалась корреспондент "РГ". Несколько минут приглядывалась я к "пауку": с какой стороны лучше подойти? Просто так на огромное колесо с крошечным седлом не запрыгнешь! Да и удержать же потом равновесие как-то надо. Не один десяток минут ушел у меня на то, чтобы покорить-таки эту одноколесную машину с трубкой-пищалкой на миниатюрном руле. Как же управлялись с подобным "транспортом", гоняясь наперегонки наши прадеды?
- Я сам задавал себе этот вопрос, когда впервые увидел такую "машину", - сказал "РГ" президент Музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов. Это по его инициативе в заповеднике открыли сначала Музей велосипедов, а теперь и своеобразный ретропрокат. - Идея родилась у меня во время командировки в Германию. Там старые велосипеды давно в почете. Есть дорожки, организован прокат. У нас в России тоже когда-то так было. При императоре Николае II в петергофском Нижнем парке была, например, схема прогулок на велосипедах. Особой популярностью пользовались медлительные "костотрясы", их любил еще Александр II. Мне захотелось вернуть эту добрую старую практику в наш современный Петергоф. Территория наших парков немаленькая. Чтобы обойти иные, дня не хватит. А на велосипеде можно совместить полезное с приятным: и парки посмотреть, и узнать их историю, и покататься в свое удовольствие.
Для начала Вадим Валентинович разыскал старинные велосипеды. Ушел на это не один год. То, что привезли ему на грузовике в заповедник, являло собой жалкое зрелище, почти рухлядь. Но велосипедная та рухлядь была подлинной - императорской. Принадлежавшая в том числе Николаю II и его сыну царевичу Алексею. Приглашенные Знаменовым мастера взялись воссоздать то, что было когда-то "пауком" и "костотрясом" (к слову, лично проверено: трясет на этом трехколесном чуде-юде даже на гладком асфальте Дворцовой площади будь здоров, не зря так прозвали).
Воссозданное можно увидеть теперь в Музее велосипеда. Увидеть, узнать
историю, проникнуться уважением к царской фамилии, не считавшей для себя зазорным выезжать на дорожки парка вместе с "рядовыми" отдыхающими. А потом выйти на площадь и прокатиться на сделанных по спецзаказу новых образцах старой техники.
Колеса для современного "паука" и "костотряса" изготовили в Чехии. Раму, руль, пищалки - в Питере, за полгода. Оказалось, нынешние технари уже практически и не знают, как все это делается. Ручная сборка давно не в чести.