На прошедшей неделе в мире в очередной раз открыли ящик Пандоры. Эту черную полированную временем коробочку распахнули перед широкой публикой те, кто был призван сделать все, чтобы этого никогда вновь не произошло. Но хранители оказались робкого десятка. И разомлев от стакана старого английского эля, решили щедро поделиться с миром лживыми откровениями. На прошедшей неделе в Страсбурге был осужден бывший латвийский партизан Василий Кононов.
Суд по правам человека, чья задача не допускать распространения человеконенавистнических теорий - таких, как нацизм, оказался главным защитником носителей этих самых идей в Европе. Решение в отношении Кононова было принято исключительно по формальному признаку, руководствуясь не сутью, а буквой закона. Высокая инстанция приняла политическое решение, испугавшись назвать преступными действия властей одной из стран Евросоюза.
Пришло время назвать вещи своими именами. И дать ответ на вопрос, почему два года назад в Страсбурге суд поддержал позицию ветерана и выступил против вердикта латвийского государства. А через два года, словно испугавшись былой собственной смелости, принял прямо противоположное решение.
Его последствия уже сравнимы с общеевропейским землетрясением - проигрыш Кононова в деле против Латвии означает автоматическую ревизию всех решений Нюрнбергского трибунала. У бывших нацистов и их пособников в Европе появилась отличная возможность засудить тех, кто боролся против них в различного рода движениях Сопротивления. Экс-партизаны и антифашисты спустя 65 лет после Великой победы оказались беззащитными перед группой политических крючкотворов. Известно, что руководит этой законодательной аферой британский судья.
Ради удовлетворения политических амбиций Латвии были перевернуты с ног на голову итоги Второй мировой войны. Победители оказались виновными в том, что победили, в том, что не всегда , уничтожая нацизм, соблюдали права человека и различного рода принятые еще до войны гуманистические декларации. И ни слова о том, что нацистам с самого начала было плевать на эти бумажки. Когда в странах Прибалтики было практически полностью уничтожено еврейское население, и к этому приложили руку многочисленные пособники эсэсовцев из числа местных жителей, нацисты преступили все мыслимые человеческие законы. И с этими зверьми, в немецкой форме или в гражданском костюме - а таковых в Латвии, Эстонии и Литве было достаточно, и это хорошо известно профессиональным историкам, разговор мог быть только один - к стенке. Когда идет война на выживание с врагом, которому плевать на любые законы, кроме собственных, невозможно всегда быть гуманистом.
Чем руководствовался Страсбургский суд, осудив бывшего руководителя партизанского отряда Василия Кононова? За основу были взяты европейские акты о защите прав человека, принятые в Европе в мирное время, до Второй мировой войны. Логика нынешних судей была следующая: расстрел партизанами нацистских пособников из числа жителей Латвии - в чем, собственно, и обвиняют Кононова, произошел до того, как были приняты решения Нюрнбергского трибунала. А значит, на тот момент в Европе существовали только довоенные законы, по которым действия партизан следует считать уголовным преступлением. Тот бесспорный факт, который первоначально учитывал суд в Страсбурге, что действия партизанского отряда Кононова, по сути, полностью соответствовали духу и букве будущего суда в Нюрнберге и способствовали уничтожению нацистской идеологии и ее носителей, был отвергнут. А значит, если следовать страсбургской логике, любой французский или голландский участник Сопротивления, британец, топивший в годы Второй мировой войны гражданские суда Германии, перевозившие грузы для вермахта, может оказаться на скамье подсудимых.
На основании созданного в Страсбурге прецедента бывшие борцы с нацизмом оказались вне закона. Может ли существовать более абсурдное решение международного суда, призванного, по задумке его создателей, защитить мир от человеконенавистнических идеологий.
Адвокат Кононова рассчитывает продолжить борьбу. Он утверждает, что в деле латвийского ветерана открылись новые обстоятельства, которые позволят вернуть дело в Страсбург. В частности, защитник говорит о том, что Кононов не принимал личного участия в расстреле пособников нацистов из числа местных жителей. Это решение было принято трибуналом партизанского отряда.
Большой вопрос, захочет ли суд возвращаться к делу, которое донельзя подмочило репутацию этой организации. Чего стоит решение страсбургских сидельцев не обнародовать вердикт по делу Кононова до празднования 65-летия Великой победы. Почти две недели приговор лежал под сукном. Судьи понимали, какую критику вызовет документ, если о нем станет известно перед памятной датой, на празднование которой в Москву приехали многие европейские руководители. А потому стыдливо спрятали обвинительную бумажку в надежде, что после торжеств на Красной площади все само собой "рассосется".
Не рассосется. Россия уже предупредила Совет Европы о самых серьезных последствиях вердикта в отношении Кононова. В качестве ответа рассматривается несколько вариантов - в том числе отказ Москвы от дальнейшего участия в работе Страсбургского суда. Хотя этот шаг при всей очевидности и внешней привлекательности выглядит наиболее нежелательным.
Пока суд занял позицию страуса - сунул голову в песок в надежде, что критика в его адрес затихнет сама собой. Стоять так неудобно и даже рискованно. Но чего не сделаешь для того, чтобы защитить честь мундира. Даже если всем вокруг очевидно - такому мундиру чистка не поможет. И лучшее, что может сделать его несчастливый обладатель, - отнести фирменный костюм на ближайшую помойку.