Именно этих музыкантов Юрий Шевчук считает одной из главных надежд отечественного рока. А сами "Люмен" меж тем завершают уже очередной тур по России. В программе "Мир" - снова кипучий сгусток энергетики, ершистых и проблемных тем, неукротимой жажды любви, рок-н-ролла и надежды на лучшее. Накануне московских концертов на вопросы обозревателя "РГ" ответил лидер и солист уфимцев Рустэм "Тэм" Булатов.
Российская газета: Ваши гастроли продолжаются с перерывами чуть больше года. Наверняка, возникало и ощущение рутины, которую старшие музыканты фарисейски именуют профессионализмом?
Рустэм "Тэм" Булатов: У нас никогда не было проблем с эмоциями на концертах - их хватает! Оттого ощущение рутины есть, но не во время выступлений, а на вокзалах, сборах техники и вещей после концертов, гостиницах... На концерте в Мурманске я спросил, кто пришёл на наше выступление впервые?! Немало людей подняли руки. И мы играли для них в первый раз, а от этого особенно заряжались энергией зала. Конечно, подобное добавляет настроения, не дает творчеству стать рутиной.
РГ: Нередко от артистов приходится слышать: будь моя воля, я бы записал свои песни теперь по-другому… Гастроли с "Миром" по России не изменили вашего отношения к собственному альбому?
Тэм: Программа менялась, но незначительно - буквально две-три песни. Мы тратим много времени на то, чтобы договориться между собой о сет-листе концерта, о порядке песен - обкатываем то, что получилось, подправляем. Работа "по исправлению ошибок" идет постоянно. Мы не говорим о ней красивых фраз, просто повседневно работаем. Но эксперименты по ходу выступления обычно не делаем. Поскольку в целом программа точно и концептуально выстроена, имеет четкую техническую подоплёку (с Lumen теперь работает художник по свету, взамен видео-арта предыдущих программ - Прим. А. А.). Впрочем, концерты в "Горбушке" будут отличаться от всех предыдущих в туре - помимо песен с "Мира" мы споем и несколько редких песен, которые давно не звучали со сцены…
РГ: Вам по-прежнему нравится, когда вас называют группой социального рока, и Lumen будет поддерживать эту репутацию очередными премьерами?
Тэм: Никакие ярлыки не нравятся в принципе. И то, что мы говорили со сцены, сказано точно не ради репутации. Мы никогда не загадываем наперёд: что станет с нашим творчеством. А просто собираем материал "в стол", чтобы - когда придёт время создания и записи новых песен, - выбрать то, что волнует нас больше всего. Критерий при этом - интуиция: кажется, что вот эту песню поймёт больше разных людей, а вот эта не каждому будет близка...
РГ: Есть ли сегодня в России социальный рок как в 80-90-х или это уже не актуально - у слушателей большей популярностью пользуются банальные тексты о любви и погоде?
Тэм: Социальный рок безусловно есть. Просто он не так ярко выражен - таковы могут быть несколько песен на альбоме. Или одна. Или один куплет или даже строчка. Не в количестве дело. Есть проблемы, которые волнуют людей, есть позиции, и люди о них говорят.
РГ: В этом ряду и пронзительный хит группы Lumen - "Сид и Нэнси". Автобиографичный?
Тэм: Я бы не сказал, что песня прямо автобиографична. Сам я не употреблял героин и не собираюсь. А вот людей, которые делали это, вокруг оказалось немало. Всё это как-то совпало в голове с историей Сида и Нэнси. Одноимённый фильм сыграл немаловажную роль, книги, журналы о панк-группе "Sex Pistols". Я видел ребят, которые повторяли тот же само-разрушительный путь. Мне хотелось говорить об этом. Одни находят в нашей песне мрачную городскую романтику, другие - описание дороги от героина до могилы, третьи - просто песню про музыканта любимой группы. Но для всех она - повод задуматься о себе и своих ближних.
РГ: Многие группы, добившись всероссийского успеха, спешат перебраться в столицы: к центральным телеканала и клубам, в которых дорого платят за выступления.
Тэм: А нам уезжать никуда не хочется. Такой вопрос возник после выхода первого альбома, но мы не нашли тогда ни одной причины отъезда из Уфы. Так же не было чего-то такого, что манило бы в любую из столиц...