Взаимоотношения врача и пациента неоднозначны. Кто из них и на что имеет право? Впервые эти проблемы вынесены на столь авторитетное обсуждение. О конгрессе, который откроется 28 мая, корреспондент "РГ" беседует с сопредседателем Всероссийской лиги защиты пациентов Александром Саверским.
Российская газета: Известно, что и в Москве, и в регионах действуют различные объединения пациентов. Почему именно теперь возникла необходимость проведения такого форума?
Александр Саверский: Причин несколько. Прежде всего - это масштабная реформа здравоохранения. Она, безусловно, затрагивает права пациентов, внося существенные коррективы во взаимоотношения "врач - пациент". Всем известна та напряженность, которая существует в этой сфере. Что негативно отражается на качестве медицинской помощи. Для того чтобы голос пациента, пациентских сообществ был услышан, чтобы на него была соответствующая реакция, и собирается наш форум. Еще одна важная причина - консолидация наших усилий.
РГ: Каких результатов вы намерены добиться?
Саверский: Первое: мы хотим выявить максимально широкий круг активных участников пациентского движения. Это необходимо для выработки единых подходов к решению общих проблем. Второе: мы разработали проект Декларации о правах пациентов в России. За основу взяты европейские документы. Но они адаптированы к российской действительности.
РГ: Чем российские отличаются от европейских?
Саверский: К основным 14 европейским позициям добавлены наши две. Это права родственников пациентов, которые сегодня в России практически бесправны: как вы знаете, они даже не имеют права свободно посещать больных близких в стационарах. Вторая позиция предусматривает право пациента на собственную защиту.
Дело в том, что сейчас права пациентов в России никак не защищены, хотя декларированы Конституцией и законом. Например, право пациентов на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Оно нарушается повсеместно, и это стало привычным. Те, кого вынуждают платить, не только не возражают, не возмущаются, а воспринимают ситуацию как должное. Хотя такие действия - работа для правоохранительных органов.
РГ: В Декларации, кажется, предусмотрено создание здравоохранной прокуратуры?
Саверский: Да, по аналогии с транспортной и природоохранной прокуратурами. Должны быть и уполномоченные по правам пациентов. Мы считаем, что пациентское сообщество должно обладать не меньшим набором прав, чем общество по защите прав потребителя. Над проектом нашей Декларации начали работать юристы разных ведомств и партий. Более 50 пациентских организаций из разных регионов России заявили о своем участии в конгрессе.