Специализированный аэросалон "Вертолеты России" традиционно назван по-английски HeliRussia-2010.
Наверное, для того чтобы придать ему большую международную значимость и привлечь иностранных участников. Организаторам выставки это, надо признать, удается. В выставочном комплексе "Крокус Экспо" свою продукцию демонстрируют представители 150 фирм из четырнадцати стран. Отдельно выделен французский павильон, которому уделено повышенное внимание с учетом проходящего в России Года Франции.
Интерес к вертолетному рынку нашей страны стабильно растет. Пока мы отстаем от всего мира по парку гражданских (а теперь и военных) геликоптеров. Если в Канаде на миллион жителей приходится 56 вертолетов, то в России - всего 14. Впрочем, были времена, когда пассажирский вертолет в глухой тундре был привычен, как маршрутка в городе, а Скорая помощь в отдаленных районах, провинциальная милиция и ГАИ имели свои вертолетные парки. Сельскохозяйственная вертолетная авиация насчитывала сотни машин по всей стране.
Впрочем, все может измениться в ближайшем будущем. Разрозненная вертолетостроительная индустрия объединена в единый холдинг, портфель заказов которого расписан. К 2015 году планируется довести ежегодный выпуск вертолетов до 500 машин. И это реально. Активно продвигается на зарубежные и внутренний рынки легкий многофункциональный вертолет Ка-226. Активизируются работы по очень перспективному вертолету Ка-60. Очень успешно продаются за рубеж глубоко модернизированные вертолеты типа Ми-8.
Помимо этого планируется наладить в России выпуск итальянских пассажирских геликоптеров повышенной комфортности, разработанных фирмой Agusta Westland, - AW139. В первый же день работы салона было подписано соглашение о начале строительства сборочного завода в подмосковных Панках. Первые AW139 российской сборки должны появиться в 2011 году. Причем это будут машины vip-класса.
Европейская Eurocopter впервые в России показала новую машину - ЕС175. Это не просто очередная модификация известной серии ЕС. В Москву привезена машина действительно нового поколения. Поражает в ней то, что во всей конструкции, состоящей из композиционных материалов, нет ни одной заклепки. Поверхность вертолета идеально гладкая, и это вызвало зависть даже у маститых российских конструкторов и промышленников. Примечательно то, что вертолет действительно нового поколения европейцы разработали и будут выпускать совместно с китайцами на паритетных условиях.
На прошлогоднем салоне настоящей сенсацией стал показ нескольких концептуальных моделей скоростных вертолетов. Наибольший интерес вызвал Ка-92. Эта удивительная машина должна перевозить до тридцати пассажиров на расстояние в полторы тысячи километров со скоростью 450 км/час. Со скоростью самолета можно будет летать в самые труднодоступные районы и совершать посадки там, где нет и никогда не будет больших аэродромов.
В центре внимания оказалась экспозиция украинских двигателестроителей. На заводе "Мотор Сич" осваивают производство двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Этот мотор придаст совершенно новые летные качества таким известным машинам, как Ми-8 и Ми-24, а также перспективным боевым Ка-52 и Ми-28Н. Изюминка его в том, что он сохраняет максимальную мощность в условиях, при которых все существующие двигатели ее теряют. В среду, 19 мая, вертолет Ми-8МТВ с новым мотором установил мировой рекорд. Он поднялся на высоту 8,1 км за 13 минут, при этом мощность в 2000 л. с. продержалась в течение тридцати минут. В вертолетном мире это стало настоящей сенсацией.
Компактный и хорошо оформленный стенд "Рособоронэкспорта" также привлек к себе внимание, в том числе и российских военных. Дело в том, что ВВС решили закупить крупную партию боевых Ми-35М, ранее поставлявшихся только на экспорт. Это очень глубокая модернизация Ми-24. На мировом рынке он пользуется стабильным спросом. Теперь на очень хороших машинах смогут летать и наши "соколы".
Выставка HeliRussia-2010 открыта для всех желающих. И посмотреть на ней есть на что не только специалистам, но всем не равнодушным к небу людям.