Думские "единороссы" решили создать рабочую группу по реализации закона о реформе бюджетных учреждений.
Согласно этому закону в России вводится три типа бюджетных учреждений - автономные, бюджетные и казенные. Казенные остаются на полном гособеспечении, и если смогут заработать какие-то деньги, должны перечислить их в казну. Бюджетные получают право заниматься коммерческой деятельностью и по своему усмотрению распоряжаться полученными доходами - такое право есть и у автономных учреждений. Впрочем, средства из госказны бюджетные учреждения получать будут, но только под госзадание.
Новый правовой статус бюджетных учреждений с не совсем понятными многим материальными последствиями вызвал широкую общественную дискуссию и оброс разными мифами, "страшилками и ужастиками". Даже среди депутатов "Единой России" возникли опасения: как бы новый закон, затрагивающий самые чувствительные сферы нашей жизни - образование, культуру, здравоохранение, - не создал россиянам столько же проблем, сколько 122-й, объявивший монетизацию льгот. Поэтому "единороссы" намерены взять его исполнение под свой контроль.
Однако замминистра финансов Татьяна Нестеренко, которая вместе с представителями других министерств в минувшую пятницу пришла на заседание фракции "Единая Россия", попыталась убедить "единороссов", что россиянам не надо бояться того, что теперь сократится объем бесплатных госуслуг и бюджетные учреждения перейдут на оказание преимущественно платных услуг, поскольку вынуждены будут зарабатывать себе на жизнь. "Этот закон вообще не регулирует объем госуслуг, - сказала Татьяна Нестеренко. - Объем гос услуг вытекает из Конституции РФ. Все прописано и в законе об образовании, о культуре, о здравоохранении - есть масса законов материального права, которые говорят, что государство должно делать". "Ни бюджет, ни смета, ни субсидия не определяют объемы государственных заданий. Бюджет вторичен, финансы вообще играют обслуживающую роль", - просветила депутатов замминистра, заверив народных избранников, что "ни одна норма, ни один социальный стандарт, ничего в этом законе не сокращается, не ставится даже под сомнение".
"Никаких платных услуг, никакого платного образования, платных предметов внутри государственного образовательного стандарта нет и быть не может", - поддержал Татьяну Нестеренко замминистра образования и науки Юрий Сентюрин, заметив, что госфинансирование в полной мере будет увязываться с этим стандартом.
Так же легко Татьяна Нестеренко расправилась и с мифом о том, что якобы всех бюджетников теперь "выталкивают" в предприниматели. По ее словам, заниматься деятельностью, приносящей доход, бюджетным организациям разрешалось и раньше. Если это было предусмотрено в их уставе. Сейчас же сделано важное уточнение - допускается только такое предпринимательство, которое соответствует целям той деятельности, ради которых учреждение создано. "Это говорит о том, что если это школа, то, извините, пивом торговать нельзя", - уточнила Нестеренко.
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов напомнил, что правительству предстоит подготовить несколько десятков различных нормативно-правовых актов к закону. Однако он отметил, что в ряде регионов уже проводился эксперимент по реализации основных положений документа. И обнаружился, как считает Морозов, "очень важный результат": "Все государственные и муниципальные учреждения, которые стали работать по новой схеме, оказывают более качественные услуги населению, их работники получают более высокую зарплату". А против закона, по мнению Олега Морозова, "выступают те, кто заинтересован в сохранении существующего положения вещей, когда в рамках "серых" схем государственные учреждения используются для личного обогащения путем навязывания гражданам дополнительных платных услуг".