Георгий Пряхин: Разлады, которые случаются между Россией и Украиной - это разлады между близкими

Георгий Пряхин, писатель:

- У последних экономических и политических договоренностях между Россией и Украиной есть оппозиция. И внутри Украины, и внутри России. Некоторые сомневаются: что же это за дружба, если за нее надо платить? Мое мнение таково: конечно, за дружбу надо платить.

Россия и Украина близкие страны, однокорневые. Но мы же знаем, что, как ни странно, самые большие разлады бывают в семье между родными людьми. С теми, кто подальше, мы часто и ссоримся помельче.

Вот так же я рассматриваю и разлады, которые случаются между Россией и Украиной. Это разлады между близкими.

И даже то, как мы делим одного гениального писателя, доказывает что мы все-таки "одна семья". Если из изумительного, чудодейственного языка Николая Васильевича Гоголя убрать украинизмы, то и Гоголя-то не будет. Но если его полностью перевести на украинский язык, то "чудо Гоголя" также исчезнет. Уже сам этот спор доказывает нашу общую культурную "генетику" - мы близки и по языку, и по цвету волос, и по общему типу лица... Но вместе мы не идентичны.

И не надо забывать, что за свою идентичность украинцы сражались давно, и до советской власти, и до Российской империи. И, кстати, не только с русскими. Но и на самых разных и куда более ожесточенных фронтах. На мой взгляд, борьба украинцев с западными соседями была куда более жестокой. Того же "Тараса Бульбу" перечитать - и волосы становятся дыбом от сюжетов тех стародавних времен.

Но любая война заканчивается миром, даже война на два фронта.

А вот что касается мира, то с родными людьми, родными душами он все-таки более прочен. И более полезен.

Добрые подвижки, которые наметились в российско-украинских отношениях, - они, видимо, связаны с новой генерацией наших руководителей - продиктованы временем. Совсем недавно казалось, что мы двигаемся в разные стороны. Я думаю, это было движение тупиковое и для Украины, и для России. А если еще вспомнить, что мы связаны одной кровеносной экономической системой - газовой и нефтяной...

Почему я считаю, что добрососедские отношения должны подкрепляться взаимовыгодными уступками? И более того, думаю, что Россия должна поддерживать дружественно настроенные к нам и близкие страны?

Знаете, есть такая старинная русская пословица: "Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую". Будет Россия становиться богаче, у нее будет расти и количество таких братьев-сестер. Будет Россия нищать, количество сестер-братьев-детей-сподвижников- соратников будет только уменьшаться.

Я думаю, что требовать что-то от Украины, ничего при этом не давая ей взамен, - это политика недальновидная. Дружба дружбой, а протянуть руку помощи - это сверхдружба.

Я не согласен с одним знаменитым выражением: "Есть вещи поважнее мира". По-моему, нет ничего важнее мира.

И в данном случае наши взаимные с Украиной уступки, на которые мы пошли, по большому счету имеют серьезную стратегическую цель - укрепление не только дружбы, но и мира на российских границах. От нее зависит жизнь наших детей и внуков.

против

Александр Ципко, политолог:

- Независимо от того, что у нас общие исторические ценности, надо помнить, что Россия и Украина - это разные суверенные государства. И каждое из них отстаивает свои собственные национальные интересы.

Конечно, от некоторого впечатления о "торге" никуда не деться. Это реалии, от которых вы никуда не уйдете. Прагматизм - прежде всего с обеих сторон. И надо понимать, что сближение наших стран - совсем непростое дело. Всегда останутся геополитические интересы. Ведь по поводу границ мы так и не смогли договориться. Никогда Украина не откажется и от своего западного вектора, и от своей тяги к Евросоюзу. Общий для нас интерес - чтобы Украина осталась внеблоковой страной.

Старая украинская мечта о независимости появилась не при Ющенко, а в середине XIX века. Шевченко писал о "вольной милой Украине". С 1918-го по 1921 год существовала независимая Украина. Желание создать государство, независимое от русских, существует и сейчас. (Другое дело, что оно всегда подогревалось из-за рубежа: раньше Австрией, Польшей.) С этим надо считаться. А общие разговоры о дружбе хотя и важны, но часто затенены сложностью и драматизмом исторических событий.

Да, значительная часть пространства Украины создана в рамках российской истории. Все Причерноморье - это бывшая Россия, ее юг. Другое дело, что Украина состоит из трех частей: юго-востока, центра и западной части. И это разные идентификации. К примеру, Западная Украина никакого отношения к русской истории, к нашим корням не имеет. И тем не менее Сталин ее включил в нашу общую Украину, а там у нас примерно 20 процентов населения. А юго-восток живет в "русском мире", говорит на русском языке и сохраняет общую южно-русскую идентификацию. И это позволило достаточно легко решить проблему Черноморского флота. Но будущее Украины зависит от того, как отнесется к нашему сближению Запад и Центральная Украина (важно понять, сработает ли там древнерусская идентификация).

Мы зашли в отношениях с Украиной в некий "момент неопределенности". С одной стороны, без нашей помощи, без снижения цен на газ Украина никогда не вышла бы из кризиса. С другой, чрезвычайно много сделано и для русского национального самосознания: Черноморский флот остался в Севастополе. Улучшаются отношения, что в целом активно поддерживается большинством населения России. Однако пока не ясно, как на все это отреагирует 47 процентов населения, которое не голосовало за Януковича.

Здесь историческая драма: сможет ли Янукович объединить Украину на идее сближения с Россией? Сможет ли он соединить две задачи. Первая - сохранение суверенитета Украины - является приоритетной для подавляющей части населения и абсолютной для всей украинской элиты. Вторая - поддержка вектора "дружба, общие корни и прошлое". Со стороны президента Медведева во время визита был сделан очень символический жест: он одновременно поклонился Неизвестному Солдату - герою нашей общей победы в Великой Отечественной войне и памятнику жертвам Голодомора, подчеркнув свое понимание ужаса сталинских репрессий.