Российское газовое общество и Национальный газовый союз Украины подписали соглашение о сотрудничестве. Это произошло в Берлине на международной конференции "Энергетический диалог: Россия - Европейский союз. Газовый аспект".
Одним из главных вопросов на форуме, в котором приняли участие политики, ученые и бизнесмены более 30 стран, стала интеграция "Газпрома" и "Нафтогаза".
"Инициатива премьер-министра РФ Владимира Путина объединить две крупнейшие компании может дать новый импульс энергетическому сотрудничеству. Теперь важно определиться с ценой вопроса, форматом и временем его реализации, - заявил на конференции глава российской делегации, президент Российского газового общества, вице-спикер Госдумы Валерий Язев.
Уже в июне российские и украинские эксперты соберутся в Киеве, чтобы обсудить различные варианты возможного объединения двух компаний. Однако вопрос настолько непростой, что украинские специалисты пока не торопятся обнародовать свои предложения. "Они есть. Но говорить о деталях до их рассмотрения на межправительственном уровне считаю преждевременным", - сообщил глава "Нафтогаза" и Национального газового союза Украины Евгений Бакулин. В свою очередь, президент российских газовщиков признал, что понимает неприемлемость для Украины поглощения "Нафтогаза" "Газпромом". Значит, надо искать другие варианты интеграции, говорит Язев. К примеру, советует он, в качестве обмена активами Россия могла бы предложить Украине новое газовое месторождение, сопоставимое по цене с "Нафтогазом", которая составляет 15-17 млрд долларов. Но это предложение Евгений Бакулин не прокомментировал.
Киев весьма заинтересован в более тесном энергетическом сотрудничестве с Москвой. Газо транспортная система Украины нуждается в серьезной модернизации, и соседи настаивают, чтобы она осуществлялась на трехсторонней основе. То есть при участии России и Евросоюза. Тогда, по словам главы "Нафтогаза", реально увеличить транзит "голубого топлива" с нынешних 100 до 130-140 млрд кубических метров газа в год. Но какой из вариантов обретет форму контракта, пока не ясно. Однако российско-украинские интеграционные процессы в энергетической области уже идут.
У европейских потребителей газа - свои проблемы и интересы. Они укладываются в достаточно емкую формулу: иметь стабильные поставки российского топлива по максимально низкой цене. Из-за кризиса его потребление в Европе снизилось, и в ЕС сразу заговорили о пересмотре условий долгосрочных контрактов с Россией. Понятно, что речь идет о попытке снижения цены за газ. На этот шаг "Газпром" вряд ли пойдет. Да и европейцам жестко настаивать на своих требованиях не с руки. Ведь, по прогнозам экспертов Евросоюза, начиная с 2015 года Старый Свет испытает дефицит газа в объеме более 150 млрд кубометров в год. А запасов российских углеводородов хватит, чтобы обеспечить Европу на многие десятилетия вперед.
Не должно быть проблем и с транзитом газа. Особенно после ввода в строй транспортной системы "Северный поток". Валерий Язев подтвердил, что его первая ветка будет запущена уже в следующем году. А с вводом второй очереди газопровода страны Евросоюза станут дополнительно получать 55 млрд кубометров российского газа в год. После строительства "Южного потока" экспорт нашего "голубого топлива" в ЕС должен увеличиться с нынешнего общего объема в 140 млрд кубометров до 240 млрд.
Как известно, в качестве альтернативы нашему "Южному потоку" в Евросоюзе рассматривают газопровод "Набукко". Недавно в ЕС даже прозвучала мысль об объединении этих двух проектов. К такой перспективе в Российском газовом обществе относятся скептически. На то есть основания. По словам Валерия Язева, непонятно, каким образом собираются наполнять этот газопровод. В Евросоюзе твердят об азербайджанском, туркменском и иранском газе. Но никаких контрактов на его поставку в Европу никто не подписывал.