24.05.2010 23:43
    Поделиться

    В I квартале 2010 года в России продано на 24,6% больше сотовых телефонов, чем в прошлом году

    В первом квартале 2010 года в России купили 7 млн мобильных телефонов

    За месяц количество пользователей сотовой связи в России вырастает в среднем на миллион. И всем им нужны "трубки", да и старые абоненты не прочь поменять свои мобильники на более усовершенствованные. У нас ведь "трубка" - это нечто большее, чем просто телефон, для некоторых социальных групп это маркер статуса, как часы или золотые украшения.

    По оценке компании "Евросеть", в I квартале 2010 года в России продано почти 7 млн сотовых телефонов, что на 24,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    Все "трубки" у нас импортные, и пробиться на этот рынок отечественному производителю пока нет никакой возможности. На нашем рынке по-прежнему лидирует Nokia (40% в штучном выражении). Ее ближайший конкурент Samsung, потеряв несколько процентов в феврале, в марте смог восстановить (до 36%) утраченные позиции до уровня января. У LG 12%, она увеличила долю в продажах февраля и продолжила плавно увеличивать ее в марте. Sony Ericsson продолжала терять позиции в течение всего первого квартала 2010 года, что может быть объяснено отсутствием в линейке производителя наиболее востребованного функционала и моделей бюджетной категории (4%).

    Средняя цена сотового телефона за первый квартал 2010 года, по данным "Евросети", составила 4522 рубля, что на 18% меньше аналогичного показателя первого квартала 2009 года. По оценке "Связного", цена упала на 17% - до 4535 рублей.

    Рынок сотовых телефонов в денежном выражении в первом квартале показал незначительный прирост в 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил 31,6 млрд руб.

    Восстановление рынка в количественном выражении вызвано в том числе и наступлением срока замены телефонов, купленных до начала кризиса, так как средний срок "жизни" мобильного телефона составляет приблизительно 30-36 месяцев.

    Аналитики сети весьма сдержанны в прогнозах. Они считают, что рынок еще не восстановился после кризиса. Динамика продаж еще отстает от уровня 2008 года.

    По словам начальника аналитического отдела компании "Цифровой центр ИОН" Андрея Якубова, рынок в кризис упал примерно на четверть. На будущее рынка участники смотрят оптимистично. Самое главное, что на "трубки" есть спрос. Спрос растет приблизительно с августа прошлого года. Это отложенный спрос, в кризис люди были не готовы расставаться с деньгами. К главным тенденциям рынка можно отнести рост продаж мобильных телефонов по Интернету.

    Директор по продажам компании J Son & Partners Consulting Александр Шуголь менее оптимистичен. Он тоже отмечает рост спроса, но в то же время говорит о том, что по цифрам мы сегодня наблюдаем ситуацию рубежа 2005-2006 годов. То есть "сказочных" рубежей 2007-2008 годов рынок достигнет в 2011-м или даже в 2012 году.

    У кого продажи лучше? По данным экспертов, на "Евросеть" пришлось 31,7%, на "Связной" - 23,8% и на МТС - 13,8%. Тут речь идет только о новых трубках. Между тем за первые три месяца этого года россияне приобрели почти полтора миллиона подержанных трубок. Предложение побывавших в использовании телефонов растет пропорционально числу торговых точек, которые специализируются на их продажах. Сегодня подержанные телефоны можно приобрести не только в магазинах, но и в сомнительных киосках в пешеходных переходах и возле станций метро. Все это ведет не только к росту вторичного рынка, но и к его криминализации. Покупая мобильник в киоске, вы не можете быть уверены, что он не краденый.

    Между тем во всем мире все чаще покупатели отдают предпочтение не просто мобильным телефонам или даже супертелефонам с функциональными наворотами, хитом продаж становятся смартфоны. По данным компании Nielesen, в общем объеме продаж мобильных телефонов в США доля смартфонов выросла до 29% за последние шесть месяцев. В условиях кризиса покупатель стал избирателен, рационален и покупает либо дешевые модели телефонов, либо полноценный смартфон - мобильный телефон c расширенной функциональностью, сравнимой с карманным персональным компьютером.

    В России пока наблюдается преимущественный крен в сторону бюджетных трубок, что вызвано общим невысоким уровнем доходов, которые снизил кризис. Однако на фоне снижения цен на смартфоны данная тенденция будет становиться все более очевидной.

    Это подтверждают и исследования компании Profi Online Research. Она выяснила, что россияне проявляют повышенное внимание ко всем новинкам, появляющимся на рынке сотовых телефонов. Причем порядка половины опрошенных рассматривают мобильник не просто как средство связи, а как многофункциональное устройство, позволяющее выходить в Интернет, проверять почту, слушать музыку и прочее.

    Интересно, что для каждого десятого опрошенного основная функция телефона вовсе отошла на задний план. Эти люди расценивают "трубку" как своего рода полезную игрушку. Для них такие ее возможности, как скачивание музыки, игр, пользование Интернетом, выходят на первый план.

    По данным MForum Analytics, объем продаж смартфонов и коммуникаторов по итогам I квартала 2010 года в штучном выражении составил 1,36 млн штук. Рост объемов продаж в штучном выражении относительно I квартала 2009 года составил 67%, в денежном выражении объем продаж вырос на 63%.

    Столь высокий прирост объемов рынка относительно I квартала прошлого года связан с крайне низкими показателями продаж смартфонов в разгар финансового кризиса 2009 года.

    Учитывая сложившиеся положительные тенденции на рынке сотовых телефонов в начале 2010 года (рост продаж относительно I квартала 2009 года составил около 28%), объем продаж смартфонов и коммуникаторов в 2010 году на российском рынке может превысить 6,5 млн штук. При этом на российском рынке было представлено 102 модели смартфонов и коммуникаторов.

    Поделиться