Сергей Катырин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:
Завтра - День российского предпринимательства. К этому празднику приурочена X Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий "Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России", которая открывается сегодня. Безусловно, эффективная модернизация российской экономики невозможна, если одной из опорных конструкций модернизации не станет малый и средний бизнес, выступающий в современном обществе основным источником формирования среднего класса, который является не только ведущей силой, создающей технологические, управленческие и социальные инновации, но и главным потребителем товаров и услуг, производимых "экономикой знаний".
Уверен, что в долгосрочной перспективе вклад малого и среднего бизнеса в диверсификацию и эффективное развитие экономики России будет неуклонно увеличиваться. Но не надо забывать, что малый бизнес в нашей стране изначально рождался и развивался в основном как торговый бизнес. Поэтому вполне естественно, что доля его предприятий больше всего именно в этой сфере. Производственный сектор не был достаточно сильным, но сейчас ситуация меняется к лучшему, доля и производственного, и строительного сектора значительно увеличилась. Однако в медицине и образовании роль малого бизнеса по-прежнему чрезвычайно мала. В этом году минэкономразвития переориентировало поддержку региональных программ малого и среднего предпринимательства: на первое место в этих программах вышли вопросы поддер жки инновационных компаний, содействия модернизации производства, развитие лизинга, поддержка экспорта. Государству необходимо будет предпринять еще ряд шагов, нацеленных на развитие именно инновационного малого бизнеса, связанного с новыми технологиями, внедрением нового оборудования и получением совершенно нового продукта. Сегодня в силу кризиса свободных средств у государства нет, но, даже когда средства были, они не шли в сферу инноваций, модернизации, не перетекали из сырьевого сектора в другие. Не перетекают и сегодня, к сожалению. И это проблема!
Должны быть созданы определенные преференции для тех, кто в инновации вкладывается, и, конечно, должен быть создан рынок инновационного продукта. На всех этапах, таких, как оформление документов, создание опытных образцов, продвижение на рынок и т.д., необходимо финансирование. В противном случае нам сложно ожидать больших успехов в сфере инноваций и модернизации.