Госпрограмма "Доступная среда для инвалидов" должна заработать в России в следующем году. Об этом сказал на заседании комиссии Совета при президенте России по делам инвалидов директор департамента по делам минздравсоцразвития Григорий Лекарев.
Правда, о подробностях он умолчал. Единственное, что удалось выяснить корреспонденту "РГ" у чиновника по итогам совещания, это то, что Россия готовится к ратификации конвенции ООН, подписанной нашей страной в 2008 году. А для этого нужно, во-первых, привести нашу нормативно-правовую базу в соответствие с международной. Чем ведомство и занимается.
"Инвалидам должны быть доступны все сферы жизни - транспорт, связь, образование, культурная жизнь и так далее. А каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств, и поправки в профильные законы должны вносить они. Это несколько усложняет работу", - сказал Григорий Лекарев.
Во-вторых, необходимо модернизировать систему медико-социальной экспертизы и реабилитации. "Инвалидность - не статичное состояние, как у нас принято считать. И многие люди на самом деле способны сами себя обслуживать и жить более активно, если с ними заниматься и создавать специальные условия", - дополнил чиновник.
И третье - надо создать условия доступа инвалидов к любым объектам и учреждениям, дать им возможность участвовать в жизни общества. Госпрограмма "Доступная среда для инвалидов" является одним из пунктов этой большой работы.
Впрочем, первые два года ее реализации инвалиды улучшений в своей жизни могут не почувствовать: в этот период будет собираться, описываться и анализироваться ситуация с доступной средой в России. А уже после этого, исходя из полученных результатов, начнутся "практические мероприятия", если говорить языком чиновников. Разве что в "пилотных регионах" к практике перейдут быстрее. Но какие это будут регионы, Григорий Лекарев пояснять не стал.
По словам депутата Госдумы Валерия Селезнева, сейчас в России проживает 13 миллионов инвалидов, из них - 1,5 миллиона дети. Это 5 процентов от общего числа юных россиян. 90 процентов из них обучаются в интернатах. 300 тысяч детей носят "клеймо" - необучаемые. "И это изначально не дает им шанса на развитие и обучение. На таких детях ставится точка, с ними никто не занимается, а это только усугубляет их инвалидность", - отметил депутат. И добавил, что ситуацию надо менять, ведь даже такие дети на самом деле могут быть самостоятельными и полезными обществу.
Его мысль подтвердил министр социального развития труда и занятости населения Новосибирской области Сергей Пыхтин. Например, по словам Сергея Пыхтина, в области работает проект социализации молодых людей - выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей - "Могу жить самостоятельно".Так называемые "необучаемые" дети под пристальным вниманием педагогов не только становятся самодостаточными, они учатся, получают профессии и даже устраиваются на работу, разбивая все стереотипы. "Эти ребята отличаются трудолюбием, и мы стараемся помочь им с трудоустройством. Многие работают в стенах интерната. Повзрослев, часть детей возвращаются в семьи, другие - самостоятельно уходят во взрослую жизнь", - рассказывает Сергей Пыхтин.
Вообще в последнее время много стали говорить об обучении детей-инвалидов в обычных детсадах, школах, профессиональных учебных заведениях. Но на практике реализовать такую интеграцию оказалось не так-то просто. По данным некоторых соцопросов, даже большинство учителей против того, чтобы в общих классах учились дети-инвалиды. "Это, видимо, связано с тем, что они просто не умеют с такими детьми работать", - считает представитель мэрии Москвы Татьяна Гусева. В столице на создание безбарьерной среды в образовании за последние три года выделено 1,1 миллиарда рублей.