24.05.2010 23:10
    Поделиться

    Владимир Климанов: Как увязать стратегические задачи с бюджетным планированием

    В середине мая на совместном заседании коллегий минфина и минэкономразвития председатель правительства подтвердил неизменность стратегических целей, обозначенных в Концепции долгосрочного развития. Согласно этому программному документу, должна быть сформирована конкурентоспособная модель национальной экономики и новые стандарты качества жизни россиян. Обращение премьер-министра было направлено прежде всего на синхронизацию стратегического планирования на федеральном уровне с одной стороны и региональном - с другой.

    Давно назрела необходимость определить новую роль не только стратегиям социально-экономического развития, но и таким документам, как прогнозы социально-экономического развития, целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов государственной власти, собственно основные направления деятельности правительства. Все понимают, что действующий ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ" 1995 года давно морально устарел и нужен новый базовый акт в данной сфере.

    И такой законопроект - "О государственном стратегическом планировании" - еще в прошлом году был разработан минэкономразвития. Его основная идея - создание правовой основы для разработки, по строения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития РФ. Предлагаемый подход к формированию системы стратегирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики. Однако, несмотря на явно позитивную роль законопроекта, процесс его "зависшего" согласования свидетельствует о том, что многие вопросы и в случае его принятия останутся нерешенными.

    К примеру, он не вносит ясности в процесс согласования федеральных отраслевых и региональных стратегий, не дает ответа, как должен выглядеть федеральный документ, определяющий цели и приоритеты социально-экономического развития страны в региональном разрезе. В тексте законопроекта не упоминается даже возможность существования документов стратегического развития федеральных округов или иных макрорегиональных образований. Между тем проекты таких документов уже реально существуют, например, для Дальнего Востока, Сибири, Юга России. Нет сложного процесса согласования стратегий социально-экономического развития субъекта РФ со стратегиями развития регионов-соседей.

    Кроме того, остается неясным, каково должно быть соотнесение региональных или даже ряда федеральных стратегий с документами муниципального уровня.

    Кто, например, должен формировать основные направления деятельности высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации на среднесрочный период, если перечень оценки эффективности их деятельности определяется указом президента РФ? Пока остается под вопросом, и насколько "вложенной" должна быть региональная стратегия в общероссийскую стратегию, если полномочия федерального и регионального уровней отличаются (ведь не отвечает же губернатор за обеспечение обороноспособности страны). Хотя едва ли не главной задачей этого документа является обеспечение соподчиненности используемых инструментов государственного стратегического планирования между собой.

    Кроме того, остается вопрос, что должно утверждаться законом, а что нормативными актами другого уровня, а ведь законопроект предусматривает даже обязательность формирования реестров таких документов.

    И, пожалуй, самое главное: фактически законопроект не определяет механизм согласования процесса стратегирования с бюджетным процессом. При этом принцип финансовой обеспеченности государственного стратегического планирования в тексте законопроекта ограничивается лишь определением источников финансирования без определения и согласования объемов такого финансирования. В связи с этим стоит вспомнить недавнее обращение премьер-министра к членам правительства, в котором он просил "не забывать, что в настоящее время наши ресурсы ограничены, федеральный бюджет, как известно, сводится с дефицитом. В этой ситуации потребуется жестко увязать решение стратегических задач с бюджетным планированием". Это и есть задача активизации взаимодействия финансовых и экономических органов при разработке и реализации долгосрочных целей развития страны в целом и отдельных регионов.

    Поделиться