Депутаты Госдумы готовятся рассмотреть поправки в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Цель новых законодательных инициатив - воздвигнуть очередные барьеры для уклонения от налогов и борьба с фирмами-однодневками. По мнению авторов законопроекта, принятие данных поправок повысит эффективность налогового администрирования и исключит использование организаций, сдающих нулевую отчетность, в качестве инструмента ухода от налогообложения.
Как рассказал Сергей Горбачев, управляющий партнер московской коллегии адвокатов "Легис Групп", предлагаемый законопроект вводит дополнительный критерий исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ввиду признания его фактически прекратившим деятельность. "Сейчас такими критериями служат непредставление отчетности в течение 12 месяцев, а также отсутствие движений на расчетном счете. В случае принятия законопроекта даже своевременная подача налоговых деклараций с нулевыми показателями при условии отсутствия движения хотя бы по одному банковскому счету послужит основанием для признания такого юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и, как следствие, исключения из ЕГРЮЛ", - пояснил эксперт. По мнению Сергея Горбачева, временное отсутствие денежных операций при условии добросовестного поведения такого юридического лица в части выполнения обязанностей налогоплательщика - своевременной подачи налоговой и бухгалтерской отчетности, не могут служить критерием для отнесения предприятия к фактически прекратившим деятельность.
Чтобы исключить случаи необоснованного признания некоммерческих организаций недействующими по вышеуказанному основанию, вносимые изменения предложено применять только в отношении коммерческих организаций.
По словам Виталия Бородкина, старшего юрисконсульта АКГ "Интерком-Аудит", суть данного законопроекта остается прежней - борьба с фирмами-однодневками или недействующими юридическими лицами. Настоящий законопроект на самом деле всего лишь расширяет перечень случаев, при которых организацию могут ликвидировать в административном порядке.
"В данном случае я не думаю, что внесение изменений в статью 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" как-то значительно повлияет на существование фирм-однодневок, - считает Юрий Васильев, генеральный директор консалтинговой группы "Аюдар". - На мой взгляд, эти изменения положительно отразятся на эффективности работы регистрирующих органов". Нововведения, по мнению эксперта, уменьшат рутинную работу по контролю и учету компаний, которые фактически не ведут свою деятельность. Ведь, несмотря на то что отчетность не сдается, это накладывает определенные обязательства не только на регистрирующие органы, но и, например, на банки, которые также должны учитывать подобные компании в своих отчетных формах - как по учету таких компаний, так и на налоговые данные.
"Если говорить о борьбе с фирмами-однодневками, то необходимо еще раз напомнить, что данное понятие не является легитимным по своей сути, оно не закреплено ни в одном нормативном акте (письма ФНС в расчет не берутся), - говорит Виталия Бородкин. - Но даже если брать в расчет те критерии фирм-однодневок, которые применяются налоговыми органами (адреса массовой регистрации и массовые директора), то их все равно недостаточно для того, чтобы эффективно противодействовать данному явлению. По сути, изменения в закон о регистрации юридических лиц никак не повлияют на положение дел". По мнению эксперта, для того чтобы эффективно бороться с фирмами-однодневками, необходимо легализовать понятие, разработать полный набор критериев и при каждом случае ликвидации организации подходить к принятию данного решения системно, требовать пояснений с владельцев фирм о причинах сдачи нулевой отчетности или неосуществления операций по счетам. Необходимо устранять пробел в законодательстве.