Сегодняшний последний звонок принесет российским предприятиям выездного обслуживания, по их расчетам, около 560 млн рублей. С каждым годом выпускники и их родители все чаще прибегают к услугам кейтеринговых компаний. Если в 2007 году при праздновании последнего звонка в кейтеринговые компании обращались всего около 15% школ, то в прошлом году этот показатель достиг 42%.
В целом же, по данным исследования DISCOVERY Research Group, объем российского рынка кейтеринга составляет около $250-270 млн. Эксперты считают, что он освоен лишь на 20-25%. Потенциальная емкость российского рынка корпоративного питания составляет примерно миллиард долларов. "Безусловно, рынок кейтеринга в России располагает существенным потенциалом дальнейшего развития, - считает аналитик УК "Финам-Менеджмент" Максим Клягин. - Достаточно отметить, что в европейских странах на долю кейтеринга приходится в среднем около 20-30% от общего объема рынка общепита".
Что же касается темпов роста, то, по одним данным, российский рынок кейтеринга ежегодно увеличивается на 15-20%, по другим - на 30%. В общем, все эксперты сходятся во мнении, что кейтеринговый рынок растет очень высокими темпами. Среди факторов, влияющих на ситуацию на рынке, особую роль играет сезонность. В течение года спрос на форматы мероприятий, проводимых кейтеринговыми компаниями, существенно меняется: в январе и феврале наиболее популярны ужины и частные мероприятия. С февраля по июль возрастает востребованность корпоративных мероприятий, презентаций и коктейлей. Пик мая приходится на последние звонки, июня - на выпускные вечера. Лето - время так называемых garden party и торжественных ужинов для свадеб. С сентября по октябрь наиболее популярны мероприятия формата "тимбилдинг" (формирование командного духа). Горячий сезон для кейтеринговых компаний наступает в период новогодних праздников, а пик спроса приходится на вторую половину декабря.
Российский рынок кейтеринга сегодня преимущественно сконцентрирован в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге. На рынок Москвы приходится около 62% от общего объема рынка кейтеринга в России, на Санкт-Петербург - 22% (см. диаграмму). Остальные регионы в совокупности составляют лишь 16% от объема отечественного рынка.
"Провинциальный рынок, несмотря на низкую покупательную способность населения по сравнению с московским и некоторыми другими регионами, очень большой и практически не освоен, - говорит генеральный директор ТД "Новый" Анатолий Шерман. - В некоторых отдаленных регионах цивилизованный кейтеринг отсутствует вовсе. Представители бизнес-среды нестоличных регионов зачастую не знакомы даже с самим словом кейтеринг".
Сейчас в России действуют более 500 кейтеринговых компаний. Ведущими игроками, аккумулирующими основную часть рынка, являются 30 компаний. Среди основных игроков - Sodexho, "Корпус Групп" ("Фигаро", Parad Catering и "ЛаньЧ"), Potel&Chabot, Fusion Management ("Бризоль", "ШексПир", RU catering и Fork), "Мега фудс", "Мастер Фуд", "Улей-Кейтеринг" и "Новиков-Кейтеринг". Помимо профессиональных участников на рынке работает большое количество частников, которые обычно обслуживают небольшое количество офисов, и цены на их услуги сравнительно ниже. Каждый год на рынке появляется около 15 новых кейтеринговых компаний. В то же время ежегодно около 20 игроков уходят с рынка. "Рынок стал более консолидированным под воздействием кризиса, поскольку многим мелким игрокам пришлось уйти с арены, - говорит аналитик ИК "Бизнес Порт" Анна Красавцева. - Многие рестораны попытались либо ввести кейтеринг как дополнительную услугу, либо сосредоточиться на ней как на основной, поскольку здесь не требуется аренда зала и издержки меньше".
Преимущества кейтерингового бизнеса на начальном этапе - это относительно невысокие инвестиции в открытие и достаточно быстрая окупаемость вложений. Уровень первоначальных вложений в кейтеринговое предприятие начинается со $100 тыс., идущих на закупку оборудования, аренду помещения, создание фонда оплаты труда. "Организация доставки готовых обедов требует еще меньших первоначальных инвестиций, - говорит исполнительный директор холдинга корпоративного питания "Росинтер Ресторантс" Владимир Мехришвили. - Некоторые операторы кейтеринга и вовсе начинают с приготовления обедов в собственных квартирах".
Но в этом бизнесе есть и проблемы. Главная "засада" для новичков - логистика. На начальном этапе трудно также обеспечить надлежащее качество обедов и соответствие всем санитарным нормам. Если все эти проблемы удалось решить, то через год-полтора дело принесет прибыль. Мировая практика показывает, что уровень рентабельности для кейтеринговой компании в 10-12% - хороший показатель. Для расширения же бизнеса необходимо либо кредитование, либо административный ресурс.
Основные потребители кейтеринговых услуг в России - корпоративные клиенты, доля корпоративных заказов составляет около 70%. Однако в некоторых регионах России на долю корпоративных заказов приходится меньше 30%.
Если на этапе зарождения кейтерингового рынка в России "локомотивом" его развития были иностранные компании, то сегодня до 80% корпоративных заказов приходится на российские компании. Приоритетных сегмента три: выездное обслуживание, корпоративное питание и бортовое питание. Из всех направлений кейтеринг торжественных событий остается наиболее прибыльным: рентабельность здесь достигает 25-30%.
Еще один перспективный сегмент - стационарное обслуживание. А вот такие "лакомые" для кейтеринговых компаний сегменты рынка, как армия и здравоохранение, до сих пор остаются неохваченными. Всего в 35 воинских частях организацией питания занимаются коммерческие предприятия, выигравшие соответствующие конкурсы. Государственных больниц, организовавших питание своих сотрудников и пациентов на должном уровне, в стране буквально единицы. Однако кейтеринговым компаниям пока доступ в больницы закрыт: на питание больных выделяется всего 85 рублей в сутки на человека, а чтобы бизнес в этом сегменте был рентабельным, нужно хотя бы 150.
Потенциал рынка неравномерен. Одним из самых перспективных регионов эксперты называют Санкт-Петербург с потенциалом роста 60% в год. Правда, для Северной столицы необходимо сделать поправку на высокий уровень конкуренции: сегодня в Петербурге работают более 300 мелких компаний, предоставляющих кейтеринговые услуги. Потенциал в Екатеринбурге и Сочи оценивается еще выше - до 100% в год - благодаря отсутствию конкуренции. У Иркутска, Новосибирска, Красноярска и Нижнего Новгорода потенциал не слишком велик - от 15 до 50% в год: климат, в том числе деловой, мешает развитию бизнеса.
Эксперты DISCOVERY Research Group рекомендуют участникам рынка обратить внимание на такие перспективные сферы, как авиакейтеринг, особенно обслуживание VIP-пассажиров, и кейтеринг на железной дороге. А самый актуальный тренд - диверсификация услуг. То есть поставка кейтеринговыми компаниями питьевой воды, доставка пиццы и суши и другие виды услуг, которые можно предоставлять, используя уже имеющиеся ресурсы, лишь немного изменив маркетинговые инструменты.