Несколько важных объектов социальной сферы к концу действия инвестиционной программы регионального развития остались незавершенными, несмотря на федеральное софинансирование.
Всего в краевую инвестиционную программу на 2008-2009 годы входили 35 объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы, общегосударственного значения, национальной безопасности и культуры. По данным правительства Пермского края, программа выполнена лишь на 86 процентов.
Это средний результат, так как нулевую готовность реконструкции территориальной автоматизированной системы оповещения гражданской обороны, на которую было выделено по плану 860,4 тысячи рублей, уравновешивает почти стопроцентное выполнение плана газификации. Построено шесть межпоселковых газопроводов и система хранения сжиженного газа, правда, степень готовности газопровода Очер-Кудымкар-Купрос равна только 10 процентам.
Относительно целого ряда объектов у представителей законодательной власти возникают вопросы к исполнительной. Они вполне закономерны - ведь вопрос не в отсутствии средств в краевом бюджете, а в их неосвоении ответственным лицом, то есть краевым правительством. Тем более что почти все незавершенные объекты относятся к социальной сфере. Из шести объектов на 95-98 процентов готовы к приемке только два - краевая клиническая и клиническая инфекционная больницы. В краевом перинатальном центре, который должен быть сдан в 2008 году, идут отделочные работы. Они затягиваются оттого, что генеральный подрядчик заключил договоры с субподрядчиком, который, в свою очередь, часто меняет исполнителей-отделочников. Кадровая чехарда происходит и в частной фирме, охраняющей объект.
Состояние социальной сферы, а особенно здравоохранения - болезненная для региона тема. Это показала проверка министерства здравоохранения РФ, проведенная после трагических событий в клубе "Хромая лошадь". Во всяком случае картину портит низкая степень готовности объектов, относящихся именно к здравоохранению, - это федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, возводимый в рамках национального проекта "Здоровье" (освоено 25,9 процента средств), территориальный перинатальный центр в Кунгуре (освоено 44,6 процента) и окружной кожно-венерологический диспансер в Кудымкаре (освоено 50,8 процента).
За диспансер, в частности, несет ответственность министерство по делам Коми-Пермяцкого округа краевой администрации. Неполное освоение средств оно объясняет неопределенностью профиля учреждения и тем, что подрядчик не уверен в стабильном финансировании для завершения строительства. Объект уже требует дополнительных вложений, поэтому губернатор Олег Чиркунов предложил депутатам краевого Законодательного собрания направить на завершение строительства 11,4 миллиона рублей.
На возведение центра сердечно-сосудистой хирургии в Камской долине - месте неблагоприятном из-за болотистой почвы - федеральный бюджет изначально направил 2 миллиарда 442,1 миллиона рублей. Из краевого предполагалось выделить около 370 миллионов. Однако объект, который предполагалось сдать в сентябре 2008 года, потребовал в 2,4 раза больше средств из региональной казны: в 2007-2009 годах было потрачено 905 миллионов рублей. Предложение губернатора увеличить бюджет проекта еще на 89 миллионов вызывает у депутатов самое большое сомнение.
Краевая администрация признает несколько причин затягивания выполнения всей программы. Это неэффективность работы заказчиков с партнерами и подрядными организациями, некачественная подготовка документов со стороны заказчика и со стороны подрядных организаций, а также возложение ответственности за реализацию проекта сразу на несколько управленческих структур. Например, ответственность за кардиоцентр несли разные ведомства - агентство по управлению учреждениями здравоохранения, министерство градостроительства и развития инфраструктуры, унитарное предприятие "Управление строительства Пермского края".
Но заинтересованные в сдаче объекта наблюдатели отмечают, что причина затягивания еще и в том, что за разные циклы стройки отвечают разные структуры. За нулевой цикл и цокольный этаж ответственность несет краевая исполнительная власть, а за поставку готовых блоков - федеральная.
- В Челябинске была такая же ситуация, - говорит депутат Законодательного собрания, член комитета по экономической политике Вадим Чебыкин. - Тем не менее аналогичный объект, центр сердечно-сосудистой хирургии, там уже сдали, грамотно распорядившись деньгами из федерального бюджета. За время, отведенное на стройку, челябинцы успели возвести еще и 100-квартирный дом для врачей.
Генеральный подрядчик пермского кардиоцентра готов начать монтаж блоков, изготовленных в Череповце, комиссия уже приняла площадку под большегрузные краны для монтажа модулей. Но недоделок со стороны края еще много - не готовы коммуникации водоотведения и теплоснабжения, нет внутренней отделки цокольного этажа, линий электропроводки и связи, не закончен газораспределительный блок. Все эти операции должны быть завершены к моменту сборки модулей, так как последние производятся уже с готовой отделкой, освещением и оборудованием, которое следует подключать к системам.