Экономика страны постепенно выходит из кризиса, однако проблема с выплатой зарплаты до сих пор остается открытой. Об этом корреспонденту "Российской газеты" рассказал заместитель Генпрокурора РФ Владимир Малиновский.
Российская газета: Владимир Владимирович, мой знакомый подал заявление в прокуратуру. Ему почти год задерживают зарплату на одном из столичных предприятий. Выходит, на местах ничего не меняется?
Владимир Малиновский: Заявление, надеюсь, приняли?
РГ: Безусловно. И обещали разобраться.
Малиновский: По данным Росстата, на середину апреля задолженность по заработной плате в Центральном федеральном округе составляла порядка 560 миллионов рублей. А год назад эта цифра достигала 2,4 миллиарда. Так что прогресс очевиден. В некоторых регионах эта проблема фактически решена. В Тамбовской области, например, долги перед работниками можно назвать почти символическими. Некритичная ситуация в Липецкой, Рязанской и Орловской областях. Половина долгов приходится на предприятия Москвы, Смоленской, Московской, Воронежской, Ивановской, Тульской и Ярославской областей. Там задолжали более 260 млн руб.
РГ: В каких сферах больше всего задолжали людям за их труд?
Малиновский: Почти треть от общего количества должников - это обрабатывающие предприятия. На втором месте организации сельского хозяйства и лесозаготовки, затем строительные компании. Видимо, эти отрасли еще не восстановились после кризиса.
РГ: Работникам от этого не легче. Им надо семьи кормить. Вы как-то можете повлиять на не плательщиков своими, прокурорскими средствами?
Малиновский: Нам предоставлено право обращаться в суды с исками в защиту работников, и мы активно этим пользуемся. За истекший период 2010 года прокуроры в округе направили больше 36 тысяч заявлений о взыскании задолженности по зарплате. Сумма исков перевалила за 530 миллионов рублей. Почти две трети из них уже удовлетворены.
РГ: Выиграли суд, а дальше что? Как получить деньги с предприятия, если оно их не платит?
Малиновский: Это уже задача судебных приставов. Но мы следим и за ними. Прямо скажу, проблем немало. Даже проиграв суды, предприятия не торопятся расставаться с деньгами.
РГ: Так, может, у них денег действительно нет?
Малиновский: У нас был случай в Костромской области, когда предприятие-должник не выплачивало заработную плату, имея на счету в банке более 4 миллионов рублей. Хотя было решение суда. Только после вмешательства прокурора деньги начали выплачивать.
РГ: А если предприятие - банкрот?
Малиновский: Банкрот тоже обязан расплачиваться со своими работниками. Другое дело, что иногда арбитражные управляющие вместо того, чтобы развязывать узел проблем, занимаются откровенным криминалом. Мы недавно инициировали возбуждение уголовного дела по бывшему конкурсному управляющему завода "Воронежский экскаватор" - одного из самых крупных должников в области. Предприятие сдавало в аренду имущество, получало за это средства, а долги перед работниками не гасило.
РГ: И много таких?
Малиновский: Примерно треть от общего числа предприятий-должников. В Белгородской области, например, из 26 организаций неплательщиков 9 находятся в стадии банкротства.
РГ: Вы реально помогаете людям добиться денег?
Малиновский: В текущем году прокуроры округа внесли свыше 3,1 тысячи представлений по восстановлению нарушенных прав граждан на своевременную оплату труда. По инициативе прокуроров 1,3 тысячи должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности, 53 руководителя предприятий были дисквалифицированы. Благодаря нашему вмешательству удалось погасить долги по оплате труда в размере около 830 миллионов рублей. Нетрудно подсчитать, скольким людям от этого реальная польза.
РГ: Кто еще помимо прокуратуры может помочь им получить заработанное?
Малиновский: Защита трудовых прав граждан - это прямая обязанность территориальных органов Роструда. Однако эта служба почему-то вяло реагирует на факты нарушений. Только в этом году прокурорами субъектов внесены представления руководителям шести государственных инспекций труда.
РГ: Уголовные дела за задержку зарплаты часто возбуждаются?
Малиновский: Во всех тех случаях, когда выявляются факты невыплаты зарплаты свыше двух месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности работодателей. В нынешнем году уже возбуждено 65 таких дел. Если есть признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, также ставится вопрос об уголовном преследовании. В Ивановской области, к примеру, в настоящее время проводится такая проверка на спиртзаводе.
РГ: Что делать гражданам, которым не платят?
Малиновский: Прежде всего не ждать, когда такие задолженности превращаются в хроническую болезнь. И не бойтесь обращаться с такими проблемами в органы прокуратуры, Роструда или в суд. В таких случаях закон всегда на вашей стороне.