Предстартовая подготовка - важнейший показатель для ракет на боевом дежурстве - применительно к "Булаве" все более явно демонстрирует предстартовую перестраховку. Такой вывод напрашивается из недавнего заявления министра обороны Анатолия Сердюкова и вчерашнего (25 мая) признания высокопоставленного лица из Военно-промышленной комиссии, пожелавшего остаться анонимным.
А суть обоих заявлений сводится к тому, что специально созданная комиссия для расследования причин неудачных пусков межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" работу завершила и в обозначенный до 25 мая срок представила свои выводы. Сейчас эти самые выводы "находятся в дороге в правительство", цитирует Интерфакс-АВН на условиях анонимности слова высокопоставленного лица из ВПК, прибывшего накануне в Ижевск.
Для кого придумана эта военная хитрость, гадать не берусь. Но два дня назад в Ижевске побывал председатель ВПК и вице-премьер правительства Сергей Иванов, уже много лет курирующий многострадальную "Булаву". Настоящей загадкой стало другое: от кого и к кому путешествуют выводы комиссии? И что это за "дорога", по которой они должны поступить в правительство? Уж не на извозчике ли они перемещаются из одного кабинета в другой?!
До последнего момента сохранялась надежда, что за пять месяцев, миновавших со времени последнего неудачного старта "Булавы" в декабре 2009-го, комиссия в расширенном составе, с привлечением экспертов, не зависимых от разработчика, изготовителей и заказчика новой ракеты, сможет разобраться в ситуации и дать внятные рекомендации. А в июне, как было не раз заявлено, испытательные пуски возобновятся. Поначалу - с "Дмитрия Донского", а затем, если все пройдет штатно, с "Юрия Долгорукого" - основного носителя, для которого и "занаряжена" эта ракета.
Увы! Министр обороны Анатолий Сердюков развеял эти надежды: по его версии, испытания возобновятся не раньше осени. "К ноябрю, - заявил он все тому же Интерфаксу, - мы сможем начать запуски ракеты". А пока, сообщил военный министр, "работаем над тем, чтобы сделать три абсолютно одинаковые ракеты. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна будет повториться на всех трех ракетах".
Сторонние эксперты, хорошо знакомые с практикой отечественного и мирового ракетостроения, весьма скептически отнеслись к подобным суждениям. Как и к заявлениям Сердюкова о том, что проблема неудачных пусков "Булавы" заключается в технологии сборки.
"Каких-то конструктивных ошибок мы там не видим. Все дело в качестве сборки. Каждый неудачный пуск "Булавы" несет свои причины, и они все разные, - убеждал себя и собеседника министр обороны. - После запуска трех ракет мы сможем точно назвать причину неудач, поскольку прежде у каждой ракеты она была своя".
Допустим, что это так, и "главным вопросом является контроль процесса сборки". Почему, в таком случае, испытательные пуски откладываются до осени? Неужели для того, чтобы собрать три (всего три!) ракеты, Воткинскому заводу вкупе со смежниками не хватило прошедших пяти месяцев и надо еще как минимум пять?!
С такой "предстартовой подготовкой" нам не о четвертом поколении ракетоносцев говорить, а самое время вспоминать, с чего и как начиналось в нашей стране подводное ракетостроение.