Надежды волгоградских поставщиков на сокращение диктата ретейлеров пока не оправдываются

В Волгоградской области особых успехов в формировании диалога нового типа пока не заметили ни власти, ни поставщики.

В комитете по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области объясняют отсутствием федерального перечня социально значимых товаров, которые продаются на особых условиях и при активном участии государства в их ценообразовании (этот перечень должен быть разработан на федеральном уровне и доведен до сведения игроков рынка). А поставщики расходятся во мнениях относительно причин затянувшегося старта переходного периода. Одни, крупные и стабильные производители, говорят, что у них и прежде были выстроены "рабочие", приемлемые для обеих сторон отношения с ретейлерами. Другие настаивают, что диктат сетей вполне объясним в условиях высокой конкуренции среди производителей продуктов питания и в одночасье от него не избавишься. Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области Валентин Филиппов считает, что новый закон о торговле существенно облегчает жизнь производителям сельхозпродукции, в том числе мяса, молока и яиц.

- Сети, через которые у нас в регионе реализуется основная масса продукции АПК, теперь обязаны работать со всеми контрагентами на основании типового договора поставок, который должен находиться в открытом доступе на их сайтах. Это исключает ранее широко распространенное навязывание поставщикам обязательных дополнительных платежей для попадания их товаров "на полку", которое происходило в обход основного договора. Второе важное новшество - ограничение до 10 процентов от оборота всех видов бонусов и надбавок в отношении сетевиков, которые прежде нередко достигали 15-20 процентов и тяжким бременем ложились на поставщиков. И третий значимый момент - запрет на возврат поставленных товаров. Теперь убытки от непроданной продукции ложатся на сетевиков, а не на поставщиков.

Однако Геннадий Кульченко, директор небольшого молокозавода в Октябрьском районе Волгоградской области, сетует, что не сможет по достоинству оценить этих новшеств. Волгоградские ретейлеры и раньше не особо желали разговаривать с производителями средней руки, да еще находящимися в удалении от областного центра, а теперь тем более вряд ли проявят к ним интерес. А с магазинами в своем районе у Кульченко и без нового закона отношения всегда складывались добрососедские.

- Мы пару раз попытались предложить свой товар волгоградским сетевикам, но с нами даже переговоры проводить не стали. Сказали, что мы "не доросли" еще до работы с сетевой торговлей, - вспоминает Кульченко.

В свою очередь, на маслосырзаводе в Еланском районе Волгоградской области изменений после вступления в силу закона о торговле тоже не заметили, но уже совсем по другой причине.

- Мы производим классические сыры, которые входят в традиционную потребительскую корзину. Учитывая, что марка у нас раскрученная, а производство массовое, то сети изначально относились к нам с вниманием, - считает Андрей Дахнович, заместитель директора по развитию компании, управляющей заводом. Сыр - такой продукт, что и поставщики, и сетевики вынуждены держать на него среднерыночные цены. А если вдруг цена будет неоправданно высока, то потребитель уйдет в соседний магазин.

В другой волгоградской компании, производящей мясные полуфабрикаты и колбасы, тоже не намечается массового перезаключения договоров с сетями, потому что и прежние договоры настроили под формат, удобный обоим участникам процесса. Еще одна причина относительного спокойствия топ-менеджеров этой компании в том, что сети, желая поддержать самых крупных и стабильных своих поставщиков, сами пошли им на невиданные прежде уступки.

- Таким образом, тогда мы существенно сократили сроки оплаты за наш товар - до вполне приемлемых 30 дней, - рассказал "РГ" директор компании Андрей Нелепов. - Напомню, что новый закон о торговле в том числе обязывает ретейлеров платить поставщикам до завершения срока годности товара, а не в течение 90 дней, как они предпочитали это делать раньше. При этом производители сельхозпродукции с сожалением констатируют, что большинство запретов нового закона можно сравнительно несложно обойти вполне законными способами.

- Возврат товаров всегда был головной болью для производителей, и избавиться от нее будет сложно, - считает Нелепов. - Скорее всего, сетевики предложат поставщикам переназвать процедуру - например, договором на замену товара. И производители, которые не захотят терять с трудом завоеванное место на полке, вынуждены будут подчиниться, иначе проиграют в конкурентной борьбе. Или, если надо будет обойти новое положение о 10-процентном лимите бонусов, будет заключен договор на меркетинговое обслуживание, который закон не оговаривает. И розница на вполне законных основаниях возьмет с поставщиков те же деньги, что и раньше.

По словам директора одной из сетей Андрея Пелогейко, эффективность нового закона пока сложно оценить - его реализация только начинается. Однако он уверен в том, что сетевикам в любом случае придется больше внимания уделять работе с поставщиками и быть более внимательными к запросам и пожеланиям сельхозтоваропроизводителей.

справка

В Волгоградской области работает 37 розничных сетей. Доля продовольственной продукции, изготовленной непосредственно в регионе, в сетевых магазинах в последнее время резко выросла и составляет 52 процента