Новости

27.05.2010 00:30
Рубрика: Культура

Защитник детства

Владимир Грамматиков любит снимать сказки

У Владимира Грамматикова день рождения первого июня. Он считает, что появился на свет в День защиты детей неслучайно: по народному поверью считается, что кто родился в мае, будет всю жизнь маяться. И мама постаралась и родила его первого июня. Отчего, по его мнению, жизнь сложилась счастливо.

Окончив МВТУ имени Баумана, Грамматиков после этого поступил на актерский факультет ГИTИCа, по окончании которого стал актером Театра пантомимы. Сыграл роль фокусника в "Достоянии республики", роль Пташука в "Осеннем марафоне", причем Пташук был "списан" с реального белорусского режиссера Михаила Пташука, сыграл в "Белорусском вокзале" Андрея Смирнова. В 1976 году окончил режиссерский факультет BГИКа. В 1988 году возглавил творческое объединение "Контакт", а с 1998 года стал директором Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Первый же снятый им полнометражный фильм "Усатый нянь" сделал режиссера Грамматикова знаменитым. И вот совсем недавно он стал креативным директором всемирной студии детских фильмов "Дисней" в СНГ.

- Для того чтобы снимать картины для всей семьи, что нужно режиссеру?

- Для того чтобы снимать картины для всей семьи, режиссер должен иметь опыт не только в режиссуре, но и в семейной жизни, уметь общаться с детьми и иметь позитивный взгляд на жизнь.

- Вы уже много лет работаете в детском кинематографе. Что с ним происходит сейчас?

- Сегодняшний ребенок в компьютере может проиграть все сам: создать ситуацию, выбрать и героя, и оружие, и прочее. Видимо, нужно найти разумную середину содержания и современной формы. Содержание должно быть наше - наша традиционная сказка, наши герои, но форма - современной.

- Уже несколько поколений зрители с удовольствием смотрят ваш фильм "Усатый нянь".

- Когда я закончил ВГИК, меня распределили в комедийное объединение Георгия Николаевича Данелии на "Мосфильм". Там что-то тянулось, не запускали меня.

Я снимался как актер на студии Горького.

"Усатого няня" начинал делать другой режиссер - Женя Фридман. Я у него снимался в "Острове сокровищ". После моего успешного диплома вдруг вызывает меня Лиознова Татьяна Михайловна - режиссер неувядающей картины "Семнадцать мгновений весны", фильма "Три тополя на Плющихе" - и говорит: мне подвалило счастье - дают снимать полнометражную картину. Действие картины проходило в детском саду. Все мои друзья говорили: даже один ребенок в фильме - это кошмар, а у тебя их 20!

- И как работается с детьми?

- Дети не сами приходят в кино, их тащат на съемочную площадку родители, которые считают своих детей гениальными. Но на съемочной площадке рабочий день длится восемь часов, а у детей рабочий день может быть только четыре часа. И вот я попросил ассистента по актерам найти 18 близнецов. И это было сделано, но оказывается, близнецы похожи только внешне, по характеру они разные, даже противоположные. Правда, дети Сергея Проханова, сыгравшего главного героя, обожали.

Но я благодарен, что занимаюсь детским кино. Мы вдохновенно делали "Аленький цветочек", "Мио, мой Мио", по сказке Линдгрен, музыку к которому написали два музыканта из АББЫ, а еще "Маленькая принцесса", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Горыныч и Виктория". Я - художественный руководитель детского шоу-сериала "Улица Сезам", а последняя работа - экранизация романа "Сибирочка" по книге Лидии Чарской. Мы сделали из этого телевизионный проект - десять серий на канале "Культура", затем фильм. Это была очень интересная работа.

- Как появился фильм "Шла собака по роялю"?

- Запускали фильм по рассказу Виктории Токаревой "Ничего особенного". Фильм хотел снимать Георгий Данелия, а потом он взялся за "Мимино". "Я возьмусь за этот фильм", - сказал я. "Да забирай, только поменяй название". Это легкая комедия. Трогательная история. Сделан на модную у молодежи тему, через которую можно поговорить о важных вещах, когда приезжает провинциальное ВИА в Москву на конкурс и завоевывает первое место. Фильм назвали "Шла собака по роялю".

- Многие фильмы вы сделали с Алексеем Рыбниковым.

- В те годы музыкальные формы были очень модными у молодежи. Нам казалось, что через музыкальный формат можно сказать что-то большее молодежи. Сложности были, потому что нужно было делать стереовариант. Долби у нас тогда не было, камера огромная - с диван. Но мы так хотели! Социальное кино не хотел снимать. Разбираться во времени мне не хотелось.

- Что для вас важное в съемочном процессе?

Атмосфера на съемочной площадке для меня самое важное, самое дорогое. Это удивительно, но атмосфера передается на экран.

- Ваш любимый проект?

- Мой любимый проект "Улица Сезам". Я с удовольствием ставил спектакли, но любовь всей моей жизни - кино.

- Над чем сейчас работаете?

- Снял музыкальный фильм о двоих, встречаются провинциальный юноша и дочь олигарха, и как ни пытается их отец разлучить, ничего не выходит - они вцепились друг в друга. Все против них. Петь должна была Земфира, но не смогла. Написано шесть саундтреков.

- Любите ли снимать сказки?

- Сказки очень люблю снимать, потому что это область, где можно многое попробовать. Детское кино было благодатной лужайкой, где используются все жанры, все формы. Где можно попеть, потанцевать. Сейчас возможности еще больше, но детское кино никто не хочет снимать.

- В современном кино не хватает патриотизма.

- Патриотизм должен начинаться с семьи. Дело в том, что для самых маленьких никто у нас ничего не хочет снимать. Это совершенно брошенная зона. Потому как это страшно, это как трансформаторная будка, на которую никто не хочет лезть. А вопросы, которые предстают перед подростками, гораздо важнее, чем перед взрослыми. На национальном ТВ должна быть подростковая ниша. Мы проводим в "Орленке" фестиваль, на котором представляем новые фильмы из 80 регионов.

- Как вам поступило предложение стать креативным директором "Дисней" в СНГ?

- Я был одним из разработчиков концепции Национального детского канала. Четыре месяца назад мне поступило лестное предложение стать креативным директором "Дисней в СНГ".

- Где в СНГ сегодня развивается кинематограф?

- Раньше 3-4 хороших фильма снимались на Беларусьфильме, на украинской студии, на Грузия-фильме.

А сейчас снимают в Беларуси, Грузии, Азербайджане, много в Казахстане.

Культура Кино и ТВ