26.05.2010 23:30
    Поделиться

    Сергей Стручев: Люди из массовки менялись, когда видели, что пережили стены Брестской крепости

    Премьера фильма "Брестская крепость" пройдет на месте съемок в крепости-герое 22 июня

    На сайте нового фильма "Брестская крепость" - первого кинопроекта Союзного государства - зажжена виртуальная свеча памяти. Премьера фильма пройдет в крепости-герое в день начала Великой Отечественной войны. Сергей Стручев - художник по костюмам в фильмах Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние" и " Брестская крепость" рассказывает о работе над картиной.

    - Представьтесь нашему читателю?

    - По окончании театрально-художественного училища поступил в Московский текстильный институт, факультет прикладного искусства. По распределению был назначен в костюмерный цех "Мосфильма" - и с тех пор я здесь работаю уже 30 лет.

    - Как пришло предложение работать над фильмом "Брестская крепость"?

    - Мы закончили "Утомленные солнцем-2", и с неким опытом войны приступил к "Брестской крепости". Все обсуждали с продюсером фильма Игорем Угольниковым, потом пришел режиссер Александр Котт. Сложился серьезный творческий коллектив. Все с багажом и творческим материалом. Были проведены серьезные фотопробы. Мы запустились в производство в начале прошлого года.

    - Где шла подготовка?

    - Подготовка, как правило, проходит на "Мосфильме". Это удобно - рядом склад костюмов. Есть пошивочная мастерская. Затем подготовленные костюмы мы перевезли в Брестскую крепость. В Бресте я был первый раз, крепость произвела неизгладимое впечатление. Это я заметил даже по массовке. Стены крепости хранили осколки, и массовка собиралась перед стенами крепости. Когда люди попадали к этим стенам, то они менялись оттого, что видели, что пережили эти камни. Техника киносъемки состоит в том, что фильм нельзя снять хронологически. Но поскольку вы знаете сценарий, сюжет, то знаете, что герои переживают к концу фильма, пройдя через огонь и ад, поэтому на каждого главного героя у нас было по четыре, а то и по восемь вариантов костюмов. Если это гимнастерка и галифе, то у нас было шесть гимнастерок разной степени, например, военного состояния.

    - Почему?

    - Приезжает, например, актер Паша Деревянко и снимается в довоенной сцене, потом он снимается в сцене, где командиры крепости пишут Приказ N 1, потом снимается сцена, где его героя расстреливают. И потом, возможно, будут досъемки этих сцен и поэтому мы должны иметь гимнастерки разных состояний. Вот его праздничная, нарядная с петлицами и наградами, другая, в которой он воевал, она вся засыпана пылью, грязью, залитая кровью. У нас для героя Павла Деревянко было шесть гимнастерок. Потом были некоторые варианты этих гимнастерок для каскадеров, учитывая, что когда делается выстрел, то гимнастерка разрывается, это одним дублем снять трудно, делается несколько дублей, поэтому мы шьем несколько гимнастерок для сцены с расстрелом. Все это делалось руками белорусского художника Олега Седловского. Мы с ним давно сотрудничали, еще на картине "Диверсант" режиссера Зайцева. Он с нами работал в мастерской, которая находилась в Брестской крепости. Иногда со стенами крепости мы сличали цвет гимнастерок. Брестская крепость нам помогала. Стена была как камертон - по ней мы выравнивали цвет костюмов. У нас была идея под конец фильма сделать лица, декорации, костюмы одного цвета.

    - Почему?

    - Когда идет бомбежка, то сыплется пыль и ни человек, ни его лицо не угадывается - все смешивается. И все становится единой массой.

    - Работали ли с вами сотрудники музея "Брестская крепость"?

    - Да, очень талантливые ребята, они попросили даже нас оформить экспозицию музея. Они принесли старые гимнастерки, на которые мы поставили петлицы, знаки различия. Самая большая массовка в российском кино была в фильме "Утомленные солнцем-2", где мы одевали тысячу человек. Для этого у нас распределены обязанности. Мы пригласили художников с "Ленфильма", с "Беларусьфильма", каждому из которых было дано задание собрать 300 комплектов костюмов. Они приехали со своим гардеробом и одели 600 человек. После съемок белорусские костюмы уехали на "Беларусьфильм", питерские на "Ленфильм", а наши остались на "Мосфильме".

    - Какой вклад был в работе над костюмами белорусов?

    - Работали пять белорусских художников.

    - Что лично у вас связано с войной?

    - Оба моих деда погибли на войне.

    - Вы будете на премьере "Брестской крепости"?

    - В это время я буду на съемках нового фильма в Минске и смогу приехать на премьеру 22 июня.

    Поделиться