Семья бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича, разыскиваемого с 1995 года Гаагским трибуналом, планирует обратиться в одну из белградских судебных инстанций с просьбой объявить его умершим.
С одной стороны, Сербия, все еще подозреваемая международным правосудием в укрывательстве Младича, вынуждена вести его интенсивный поиск. От результатов этого расследования напрямую зависит степень продвижения республики по пути евроинтеграции. С другой стороны, остается открытым вопрос об источниках существования в первую очередь пожилой супруги генерала. С конца 2005 года выплата причитающейся Младичу военной пенсии заморожена. За это время на его счету, по оценкам открытых источников, накопилось порядка 3,5 миллиона динар (около 35 тысяч евро), которыми супруга Младича не в состоянии воспользоваться до тех пор, пока не будет официально подтверждено, что генерала нет в живых, либо он не предстанет перед Гаагским трибуналом. Кроме того, в случае принятия судом решения об объявлении Младича умершим семья могла бы унаследовать принадлежащую ему недвижимость.
Речь идет о двух квартирах в Белграде, земельном участке под городом Валево в центральной части Сербии и, возможно, доме его родителей в Сербской Республике (в составе Боснии и Герцеговины). Без решения этих имущественных вопросов финансовая ситуация семьи генерала выглядит, по уверению Шалича, весьма плачевной.
В качестве аргументации адвокаты планируют использовать то обстоятельство, что 68-летнего Младича последний раз видели живым 7 лет назад. Уже тогда он испытывал серьезные проблемы с сердцем и деснами. Поэтому, делают вывод адвокаты, вероятность того, что Младич все еще жив, чрезвычайно мала.
В свою очередь, директор Канцелярии по сотрудничеству с Международным трибуналом по бывшей Югославии при правительстве Сербии Душан Игнятович считает, что "решение суда по этому вопросу могло бы что-то означать для его семьи, но не для Гаагского трибунала". Он полагает, что страна не может освободиться от своих международных обязательств на основании решений внутреннего судопроизводства. С Игнятовичем согласен и прокурор по военным преступлениям Владимир Вукчевич: "Мы будем продолжать поиск Младича во исполнение своих международных обязательств".
Справка "РГ"
В адвокатской палате Белграда корреспонденту "РГ" подтвердили, что закон о решении споров во внесудебном порядке, в рамках которого семья Младича и намерена решать свою проблему, регулярно применяется на практике. Однако припомнить случаи, когда речь шла о лицах, разыскиваемых Гаагским трибуналом, в палате не смогли. Согласно этому закону лицо может быть объявлено умершим, если оно старше 70 лет и в течение 5 лет о нем нет никаких известий.