Валерий Баринов: К своей работе отношусь как токарь. Я должен выточить деталь

Народный артист России Валерий Баринов поговорил с корреспондентом "РГ" о кино, театре, футболе и... мебели.

...Программа "Лучшие спектакли в городах России", которую привез в Ярославль оргкомитет фестиваля "Золотая маска", включала в себя и известнейшую постановку Московского ТЮЗа "Скрипка Ротшильда" режиссера Камы Гинкаса, главную роль в которой вот уже шесть лет играет Валерий Баринов.

Российская газета: Роль Якова - не единственная роль гробовщика, которую вы сыграли. После нее был эпизод в фильме Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Вам было интересно долепить этот образ или это было интересно Рязанову, вдохновленному вашим Яковом?

Валерий Баринов: Рязанов был, действительно, в восторге от спектакля. Он даже говорил мне, что должен брать с меня деньги. Я недоумеваю: "За что?" Оказывается, он везде, куда бы ни приходил, спрашивал: "Вы видели Баринова в "Скрипке Ротшильда". Нет? Тогда идите и смотрите!" А потом позвонил и каким-то извиняющимся тоном говорит: "Я хочу тебе предложить роль гробовщика". Я захохотал. Но согласился, конечно, снялся. Как Эльдар Александрович объяснил, он меня выбрал, потому что там "великий немой", то есть он сам, решил заговорить - он впервые там произносит текст. Потом в своей книжке Рязанов написал, что совершил большую ошибку, дав мне роль гробовщика и встав рядом со мной: мол, когда он встал рядом с большим артистом, он понял, что сам он не артист. Это такой комплимент был…

РГ: Этот спектакль, наверное, невозможно играть часто. Тупая угрюмость вашего персонажа и его мучительное просветление перед смертью - это сыграть непросто…

Баринов: Мы "Скрипку Ротшильда" сыграли в Америке 23 раза подряд. Я там занимался только этим, был погружен в это и после возвращения, что удивительно, показался жене отдохнувшим. А здесь я должен куда-то бежать, масса дел, и приходится, конечно, специально настраиваться, копить в себе раздражение, гневливость, чтобы получился эффект. Это непросто, в том числе и для тех людей, что меня окружают. Но я все равно жду этого события с нетерпением. Мы играем спектакль примерно два раза в месяц. Не люблю этого слова, но другого не подберу - это момент моего кайфа. Раньше я говорил - это момент моей пьянки.

РГ: Вы сыграли в театре около 80 ролей и снялись почти в двухстах фильмах. Так что же для вас важнее - кино или театр?

Баринов: Кино и театр - разные вещи, конечно. Но я просто ощущаю себя актером. И все.

РГ: Что из сыгранного вам особенно дорого? Что на сердце легло?

Баринов: Больших ролей в театре я сыграл порядка двадцати. Из них получились, пожалуй, три.

РГ: Назовете?

Баринов: Зачем? Это я считаю, что они получились, а кто-то думает по-другому. Все свои награды, а их у меня немало, я получал не за те роли, которые мне казались получившимися. Хотя в мнении о роли Якова мы с большинством театроведов сошлись: она получилась. Она до сих пор живая, хотя мы играем этот спектакль с 2004 года.

РГ: Говорят, вы считаете, что актеру нужно скрывать возраст…

Баринов: Да, артист имеет право и даже должен скрывать свой возраст. Не из кокетства - этого требует профессия. Вот я сейчас снимаюсь в двух картинах - "Выхожу тебя искать" и "Сердце матери", в обеих играю полковника милиции. Одна уже, правда, закончена. По возрасту я уже никакой не полковник - мне осенью будет 65. Но поскольку в этой роли выгляжу достоверно, у публики вопросов не возникает. Я играю Наполеона - в театре-студии киноактера. Наполеон умер в 54 года, я его уже на 10 лет пережил и при этом совсем на него не похож, но должен убедить зрителя в обратном. Видимо, это у меня получается: когда спектакль "Корсиканка" вышел, не было ни одной газеты, которая бы не написала, как Баринов, оказывается, похож на Наполеона. Это эффект театра.

РГ: Вас держит в тонусе ваш сумасшедший график работы? В 2007 году вы снялись в 10 фильмах, в 2008 - в пяти, в прошлом - в четырех. Сейчас вы работаете в пяти проектах… Трудно представить, как вы все успеваете.

Баринов: Мне самому это иногда представить трудно.

РГ: Вы не боитесь играть в молодежных сериалах… Для многих тинейджеров после "Ранеток" вы стали просто образцом директора школы. Вообще сериал - это халтура или все-таки кино?

Баринов: Теперь боюсь. Ужас! Я вчера это почувствовал, когда был на экскурсии в ярославском Спасо-Преображенском монастыре - там были группы школьников… А что касается халтура не халтура… Я к своей работе отношусь как слесарь или токарь. Мне дали деталь, и я должен ее точить. Поэтому мне ни за одну из своих работ не стыдно. Надо играть директора - буду играть. Это вообще очень большой разговор, потому что телевидение - мощнейшая сила. Но используется она глупо, бездарно, не по-хозяйски. А ведь сила воздействия телевидения такова, что с его помощью можно воспитать нацию, воспитать народ. Но телевидение, к сожалению, в руках людей, которые хотят денег.

РГ: Вы играете все, что вам предлагают?

Баринов: Приходится, конечно, отказываться от некоторых ролей - все, что мне предлагают, я сыграть не могу.

РГ: Ваш сын тоже уже успешный актер, и вас нередко можно увидеть в одном кадре…

Баринов: Да, мы с ним довольно часто снимались вместе, но он никогда не играл моего сына. Вот сейчас я заканчиваю работу в картине про женский футбол - играю там тренера. Так вот, моего отпрыска изображает другой актер, а мой родной сын снялся в роли зазнавшегося футболиста, которого я чихвощу в хвост и в гриву. Он вырос за кулисами театра. Когда Егор снялся в фильме Валерия Рубинчика "Нанкинский пейзаж", сыграл одну из главных ролей, Сева Шиловский посмотрел и сказал мне: "В этом случае талант отдохнул на тебе". Это был для меня самый большой комплимент.

РГ: Футбол вам близок, и не только по ролям в кино. Я знаю, что вы страстный болельщик, причем болеете исключительно за "Локомотив". Почему?

Баринов: Футбол - моя страсть. А главный тренер футбольного клуба "Локомотив" Юрий Семин - мой друг детства, мы мальчишками вместе играли в футбол, жили рядом, ходили в одну школу. Этим все объясняется.

РГ: Вы так органично смотритесь возле верстака и так натурально забиваете в гроб воображаемые гвозди в "Скрипке Ротшильда", что невольно догадываешься: вы человек "с руками", реальный гвоздь в стену вбить тоже сможете…

Баринов: Я обожаю что-то делать руками! Это такое же наслаждение, как театр и футбол. Я недавно купил дом под Александровом и теперь обустраиваю его на свой вкус. У меня дед был прекрасным плотником и столяром-краснодеревщиком, он меня очень многому научил. Я раньше даже мебель себе делал сам. Сейчас, к сожалению, у меня очень мало времени, поэтому жена говорит, что, если я буду делать мебель, она будет золотой.

Справка "РГ"

Валерий Баринов, народный артист РФ.

Родился 15 января 1946 года в деревне Жилино Володарского района Орловской области. В 1968 году окончил Высшее театральное училище при Малом театре. С этого же года работал в театре им. А. С. Пушкина в Ленинграде (Александринский театр).

С 1974 по 1988 год играл в труппе Центрального театра Советской армии (ныне - Театр Российской армии).

С 1988 по 1991 год - актер театра им. А. С. Пушкина в Москве. В 1992 года Валерий Баринов приходит в труппу Малого театра. С 2005 года - актер Московского ТЮЗа.

Роли в театре: Захарьин-Юрьев - "Царь Иоанн Грозный" А. Толстого, Кучумов - "Бешеные деньги" А. Островского, Корпелов - "Трудовой хлеб" А. Островского, Президент - "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, Боровцов - "Пучина" А. Островского, Наполеон - "Корсиканка" И. Губача, Песоцкий - "Черный монах" А. Чехова, Яков - "Скрипка Ротшильда" А. Чехова.

В кино сыграл около двухсот ролей: "Империя под ударом", "След оборотня", "Третьего не дано", "Кадетство", "Ранетки", "Дом для богатых", "Классик", "Водитель для Веры".