Дмитрий Месхиев рассказал "РГ", что он думает о современных кинолентах про войну

Не так давно в городе на Неве завершились два крупных кинематографических события.

Оба они - I Петербургский международный кинофорум и 18-й кинофестиваль "Виват кино России" были посвящены теме великой Победы.

Несколько дней в Северной столице демонстрировались фильмы-участники, шли ретроспективы картин на военную тематику. Удивительно, но наибольший интерес зрителей - и молодых, и пожилых - вызвали старые черно-белые киноленты. Между тем каждый год в нашей стране выходит немало новых военных лент. Большинство из них не оставляет неизгладимого впечатления у зрителей. Почему так происходит, корреспондент "РГ" решила выяснить у режиссера Дмитрия Месхиева, снявшего один из самых резонансных фильмов о войне - "Свои".

Российская газета: Дмитрий Дмитриевич, как вы относитесь к современному кино про войну?

Дмитрий Месхиев: Новые фильмы о Великой Отечественной войне вызывают неоднозначную реакцию. Взять хотя бы премьеры прошлого года: "Мы из будущего" с элементами фантастики или мультфильм в стиле аниме "Первый отряд". Разумеется, в этом есть определенный элемент экспериментальной конъюнктуры, но я не вижу в этом ничего дурного.

Если кто-то попробовал сделать мультфильм про Великую Отечественную войну и если это даже не получилось - а я считаю, что не получилось, - все равно были опробованы новые формы. Если мне такая форма не близка, вовсе не значит, что и другим тоже. Хотя я совершенно не согласен с мнением, что молодежи сейчас не нужны традиционные фильмы о войне. Если эти фильмы сделаны качественно, с размахом, на современном уровне, не хуже, чем иностранные образцы, то они не могут не нравиться.

РГ: Все-таки аниме для нашего зрителя как-то совсем непривычно.

Месхиев: Конечно, иногда форма мешает содержанию, осознанию серьезности вещей. Но кино - это не лекарство от болезни, которое должно помогать всем. Если продюсер этого фильма хотел попробовать и рискнуть, а конечный продукт не понравился зрителю - значит, продюсер ошибся. Но в этом я тоже не вижу ничего страшного. Можно сделать пять экспериментальных - и не очень хороших - фильмов о войне, а шестой будет шедевром. Без эксперимента нет движения вперед. Именно поэтому я считаю, что некоторые творческие ошибки все равно на пользу.

РГ: Но можно ли экспериментировать на такой теме, как война?

Месхиев: Человеческая составляющая кинолент о войне значительно важнее каких-то внешних форм - сильнейший накал душ человеческих, нанизанный к тому же на военную тематику, уже очень многое дает. Хотя если браться за такую важнейшую и животрепещущую тему в нашей стране, как Великая Отечественная война, то надо понимать, для кого ты это делаешь, зачем ты это делаешь и почему.

Фильмы о войне - они нужны сейчас, они нужны были 30 лет назад, они будут нужны через 30 лет, а может, и более. Не только потому, что Великая Отечественная война - знаковая вещь для нашего народа, но еще и потому, что в нашем кино существует огромная традиция съемок таких фильмов, снято огромное количество кинолент на эту тему.

РГ: Раньше кинематографисты привлекали специальных консультантов, чтобы сделать картинку на экране достоверной. А кто будет помогать режиссерам через 30 лет, когда очевидцев событий совсем не останется?

Месхиев: Для того чтобы делать искусство, в частности кино, не нужны очевидцы. Нужны в первую очередь тема и душа. К примеру, "Иван Грозный" Эйзенштейна и "Андрей Рублев" Тарковского - это шедевры мирового кино. Время в данном случае не регулятор качества. Поэтому я считаю, что фильмы о войне не могут стать значительно хуже через 10 лет только потому, что почти не останется очевидцев тех событий. На сегодняшний день нет в нашей стране человека, в том числе среди молодежи, который не относился бы к этой теме как к святой. В любом случае если мальчишке или девчонке сейчас 15 лет, то их прадеды или прапрадеды воевали или даже погибли на войне, прабабушки умирали от голода и работали в тылу - это касается каждой семьи. Люди хранят семейные фотокарточки и рассказывают детям, кто на них изображен и какую прожил жизнь. И каждая из этих судеб может стать сюжетом для фильма.