Один из старейших горняков планеты живет и работает в Свердловской области

Один из старейших горняков планеты живет и по-прежнему работает в городе Березовском Свердловской области. На полукилометровую глубину Эвальд Мартин спускается вот уже 52 года.

Сейчас Эвальду Ивановичу 74. Просто не верится: крепкий, азарт в глазах. И уже не удивляет, что он до сих пор трудится в шахте.

- Почему я стал шахтером? Так уж завелось у нас в семье, - не задумываясь отвечает на мой вопрос Эвальд Иванович. - Два брата славились мастерством горного дела. Сестра подросла и тоже устроилась на шахту. И я, как пришел с армии, так нырнул туда. Это был 1958 год. И до сих пор работаю. У нас целая шахтерская династия: пять человек трудились на руднике, но, к сожалению, многие уже умерли. Остались мы втроем. Одна сестра в городе, а другая в Германии живет.

Как утверждает Эвальд Иванович, именно шахта - секрет его здоровья и долголетия. Там и влажность с температурой всегда в норме, и магнитные поля особые имеются.

- Я ведь гипертоник, - доверительным шепотом говорит мне горняк. - Мне уже в 27 лет поставили гипертонию второй стадии. А под землей себя чувствую как рыба в воде. На земле давление есть, а в шахте нет! Представляете?

Несмотря на преклонный возраст, Эвальд Мартин - бригадир. За всю свою рабочую жизнь он прорубил 315 километров руды. Сначала добывал уральское золото, теперь - редкий минерал крокоит, который кроме березовских шахт можно найти только в Австралии.

- Все знают, что жизнь наша тяжела. Но вот насколько, догадывается не каждый! - восклицает Эвальд Иванович. - 12 человек из моей бригады умерли от профессиональной болезни шахтеров - силикоза. Эта же болезнь забрала брата и сестру. Но я не боюсь шахту. Я люблю свою работу. Горжусь, что стал отличным бригадиром, что получил всесоюзную премию. Есть у меня и другие гордости: дочь, сын, внуки. Дочка очень любит надо мной подшучивать, спрашивать: "Что, папа, увольняешься?". А у меня ответ один: "Нет! Мне двигаться надо! Пока я работаю, я живу!".