26.05.2010 23:49
    Поделиться

    Предприятия Урала пытаются скооперировать производство с помощью посредника-координатора

    Год назад правительство региона утвердило целевую программу развития внутриобластной кооперации. В ее рамках, в частности, созданы структуры, претендующие на роль координаторов этого сложного процесса.

    Один из таких "штабов" сформирован по распоряжению правительства области. Выступая недавно на общем годовом собрании союза машиностроительных предприятий региона, руководитель областного управления снабжения и сбыта Николай Чернев рассказал о его рабочих буднях. Но, судя по его информации, работа сводится в основном к функционированию интернет-сайта для тех, кто нуждается в размещении кооперативных заказов или их получении. Дело, конечно, полезное, тем более что сайт бесплатный и готов к приему любой технической документации, включая чертежи. И все-таки одного информирования деловых партнеров о потребностях и возможностях свердловских предприятий явно недостаточно.

    Как подчеркивают производственники, движущей силой кооперации является убежденность каждого ее участника в том, что партнерство ему выгодно. А сближение позиций - дело непростое. По мнению многих в профессиональном сообществе машиностроителей, пока лучше удается это негосударственной структуре, взявшей на себя функции некоего центра кооперации в регионе.

    Как рассказал исполнительный директор Дмитрий Ермилин, работа по формированию базы данных о производственных возможностях промышленных предприятий региона позади. Остался в прошлом и период нехитрого "сводничества", когда они просто помогали директорам, нуждающимся в производственных связях, обрести полезные знакомства. Сейчас центр берет на себя выполнение комплексных заказов, предполагающих изготовление целых узлов или достаточно широкой номенклатуры деталей. При этом ответственность за качество, сроки поставки и цену продукции несет исключительно координатор, что вполне устраивает заказчиков.

    - Раньше, бывало, размещали заказ на изготовление разнообразных метизов по четырем-пяти адресам, - рассказали специалисты одного из уральских заводов. - И когда получали брак, трудно было найти виновного. Теперь же гарантом выступает генеральный поставщик.

    Подобные задачи диктуют необходимость внедрения многоуровневой системы менеджмента качества, а кроме того, страхования качества продукции. Подобный подход для отечественного машиностроения нов, хотя достаточно широко применяется во многих других сферах, например, в общественном питании. Заключение договора с крупной страховой компанией, по словам Дмитрия Ермилина, существенно облегчает исправление дорогостоящего брака, допущенного предприятиями-исполнителями.

    Другой шаг на этом пути - так называемое отехнологичивание изготовляемых по кооперации деталей и узлов. Иначе говоря, координатор подсказывает партнерам, как снизить их себестоимость. Схема еще отрабатывается, но уже доказала свою полезность.

    Востребованность предлагаемых новой структурой услуг выражается вполне конкретными цифрами: только за последние месяцы ее коммерческий оборот вырос на порядок.

    Впрочем, по мнению многих руководителей машиностроительных предприятий, вряд ли стоит отдавать координацию столь многогранного процесса, как промышленная кооперация, полностью на откуп разнородным бизнес-структурам. Уральские промышленники предлагают разные варианты управления процессом, например, создание некоего координационного центра при некоммерческой организации - Союзе машиностроительных предприятий. Директор другого завода предложил задействовать потенциал Торгово-промышленной палаты и регионального объединения промышленников и предпринимателей.

    - Это должна быть рыночная или саморегулируемая, но никак не государственная структура, - подчеркнул, в частности, Александр Баландин, генеральный директор екатеринбургского инструментального предприятия.

    Словом, идет поиск действенного управленческого инструментария. От его результатов будет в немалой степени зависеть успех программы развития внутриобластной кооперации.

    Поделиться