Взрывное устройство установил хозяин дачи, чтобы защититься от воров.
Крепость
Тот вечер 16-летний Влад (имя изменено) помнит до мельчайших подробностей. С двумя товарищами гулял по городу, потом компания переместилась на бабушкину дачу, что в километре от Кургана. На обратной дороге, как утверждает Влад, из любопытства решили заглянуть на участок напротив. Уж очень привлекал соседский домик: просто неприступная крепость с наглухо закрытыми железными ставнями! Парень перелез через опоясанный "колючкой" забор, посмотрел, что в огороде, и повернул назад. Тут на глаза попалась странная надпись, нацарапанная на трубе около входа в дом. Слегка запнувшись о проволоку, протянутую перед крыльцом, подошел поближе и прочитал: "Человеку все по плечу, нет ничего невозможного". Возвращаясь, снова зацепился за проволоку - и прогремел взрыв.
- Такие травмы я видел у подорвавшихся на минных растяжках в горячих точках на Северном Кавказе, - говорит Владимир Шведов, исполняющий обязанности заведующего отделением открытой травмы Илизаровского центра, где сейчас находится парень. - Настоящее боевое ранение.
Лежать в центре придется долго - около двух месяцев, а потом еще амбулаторное лечение и реабилитация. А на носу - экзамены за 9 класс.
- Я собирался в техникум поступать. Теперь не знаю...- вздыхает парнишка.
- Это правда, что вы полезли за цветным металлом?
- Нет, говорю же! Из любопытства...
- Обижаешься на соседа?
- Сам виноват...
Умелец
Владелец дачи - 59-летний слесарь одного из курганских заводов Виктор К. "Золотые руки! - говорят про него на работе. - Специалист высочайшей категории! Из любого болта, гайки и шестерни сделает вещь полезную и нужную".
Есть у слесаря одна мечта - сделать управляемую миниатюрную модель танка Т-34, установленного на постаменте возле бывшего завода колесных тягачей. Как икону, бережет он вырезанный из журнала портрет главного конструктора знаменитой "тридцатьчетверки" Михаила Кошкина.
- Это же гений! - восхищается. - Что о нем знает нынешняя молодежь?!
А про старый мотоцикл Виктора - "Урал" - ходят легенды. Он приобрел его почти сразу же, как устроился на завод, - в начале 70-х. Мотоцикл до сих пор бегает как новый. Хозяин его даже усовершенствовал: чтобы спасаться от ветра и дождя, приделал дюралюминиевую кабинку и ездит на дачу...
Эту дачу начинали строить в 1983 году еще родители Виктора. Когда уже выложили фундамент, случилось наводнение. Все побросали затопленные участки, и дачный кооператив распался. Но эта семья стройку не оставила: слишком много сил и средств уже тогда было в нее вложено. 85-летняя мать Виктора (и сейчас живет с сыном) до сих пор помнит цену цемента.
- Мешок цемента тогда стоил два с половиной рубля, - говорит Таисия Корниловна. - Я купила 96 мешков, а грузить некому. К тому времени я уже осталась без мужа. "Давайте мы вам по рублю за мешок погрузим", - предложили ребята. Куда деваться? Согласилась. Так что каждый мешок мне обошелся в 3 рубля 50 копеек.
Все дачные расходы мать и сын записывают в специальную книгу: можно проследить движение каждого кирпичика и доски: когда приобретены и за сколько. Дача в семье - кормилица. Картошечка, капусточка, огурчики, лучок - все оттуда. На зарплату Виктор давно не рассчитывает. В расчетке, которую мне показал, - мизерные суммы: в январе - 6 тысяч, в феврале - пять, в марте - снова шесть... Этих денег едва хватает, чтобы расплатиться за квартиру и коммунальные услуги. Большая часть пенсии матери уходит на лекарства. Будущим летом Виктор планировал уволиться и полностью посвятить себя земле. Даже макет беседки из пенопласта по матушкиному рисунку уже смастерил.
- Я знаю Виктора с 1977 года, - говорит директор по экономике и финансам завода Александр Шевелев. - После ПТУ я пришел работать по распределению в инструментальный цех, а он там уже работал слесарем. Когда увидел его после этой истории - со взрывом и пацаном, - показалось, что постарел мужик лет на десять!
Самосуд
Мысль установить растяжку пришла к Виктору в прошлом году после очередного нашествия вандалов. Грабители приехали на дачу с газосваркой и варварски с мясом вырезали замок в железных дверях... На удивление милиция приехала быстро, даже кинолог собакой прибыл, но никого не нашли. Эти налетчики, потешаясь над хозяином дома, и оставили на трубе ту ерническую надпись: "Человеку все по плечу..."
- Я никого не хотел ранить, тем более убивать! - восклицает мужчина. - Думаю, вспыхнет, шумнет, напугаются и не будут больше лазить.
- По сути, это самодельная граната, - говорит начальник криминальной милиции отдела милиции N3 УВД по городу Кургану Максим Паньков. - Все сделано на высоком профессиональном уровне: выточенный на станке металлический цилиндр с насечками, со взрывателем на основе патрона. Такой гранатой можно и убить.
За незаконное изготовление и хранение взрывчатки против Виктора возбудили уголовное дело. К этому может еще добавиться статья за причинение тяжкого вреда здоровью.
Случай этот взбудоражил город. У Виктора нашлось немало сторонников. Один из дачников признался, что сам не раз порывался расставить на участке капканы, другой вспомнил историю про то, как кто-то из садоводов оставил в комнате банку с огурцами и накапал туда яд...
- Мы вынуждены защищать свою собственность как можем! Милиция нам не помогает! - просто кричат люди.
Садовод Инна Колоколова считает, что власти потворствуют ворам. Рядом с ее дачным поселком предприниматель открыто устроил пункт приема лома. Двери пункта не закрываются.
- Когда будут принимать металлолом по паспорту и квитанции, краж станет меньше, - уверена дачница.
Кстати, еще в 2001 году правительство России утвердило Правила обращения с ломом и отходами металлов и их отчуждения. Там как раз и прописан весь порядок приема лома. Только не слышно было, чтобы кого-то из приемщиков наказали за невыполнение правил. И краж после выхода их меньше не стало, а даже и больше. По данным УВД по городу Кургану, за четыре месяца этого года краж из дач и садовых домиков зарегистрировано почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это только по официальной статистике. А сколько случаев, о которых никто не заявлял!
Марат Юсупов, временно исполняющий обязанности начальника УВД по городу Кургану, полковник милиции:
- Не хочу оправдываться, но сказать, что милиция ничего не делает, по меньшей мере несправедливо. С целью профилактики краж действует конный патруль, маршрут которого проложен в оживленных дачных районах. Из 107 краж раскрыто 42. В прошлом году удалось раскрыть за это время 29. Но надо понимать, что к каждой даче милиционера не приставишь. В городе 129 действующих дачных кооперативов, в них около 26 тысяч дач. Плюс к этому еще 80 заброшенных, на которых тоже есть обрабатываемые участки. Помимо дач, в Кургане 138 тысяч квартир, около ста тысяч автомобилей. Сложно держать все это под контролем. Горожане должны быть сами бдительнее и инициативнее, тем более что для защиты своего имущества сейчас существует масса способов и технологий. Только не надо прибегать к противозаконным действиям, иначе придется отвечать по всей строгости закона. Никакая собственность не стоит человеческой жизни.
Кстати
По информации УВД по городу Кургану, только в 61 кооперативе организовано дежурство членов садоводств. Сторожевая охрана есть в 56 ДСК, остальные не охраняются. Где есть сторожевая охрана, краж практически не совершается.
Унижение труда
Виталий Носков, секретарь правления Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии "Сталинград", ветеран боевых действий:
- Мне безумно жаль мальчика, я сочувствую рабочему, защищающему свою собственность. Они оба - жертвы.
Ребенок - жертва пропаганды насилия и вседозволенности, которые навязывают телевидение и Интернет, и отсутствия культуры поведения и уважения к труду другого человека в нашем обществе. Видно, ему не объяснили ни в семье, ни в школе, что лазать по чужим огородам без разрешения хозяина, даже из любопытства, нехорошо.
Рабочий - жертва тех обстоятельств, в которые его загнала жизнь. Ведь приготовить и установить растяжку, чтобы защититься от воров, - акт абсолютного отчаяния! Это мог сделать человек, уставший от жизни, который постоянно пребывает в стрессе, оставшись наедине со своими проблемами и не надеясь больше на чью бы то ни было помощь. Он смятен и раздавлен той обстановкой, в которой находится. Это трагедия всей России, когда честный труженик, уникальный специалист не может заработать, чтобы жить достойно. Зато он видит, как зарабатывают бандиты, олигархи, торгуя теми ценностями, которые принадлежат всему обществу.
Трагедия в том, что люди беспомощны и беззащитны перед наглостью преступников.
В Кургане не далее как год-два назад произошел такой случай. На участок средь бела дня зашли незнакомцы и стали собирать землянику. Соседка хозяйки сделала им замечание, ее ударили камнем, и она погибла. На другом участке владелец дачи, защищая свою собственность, применил нож и убил одного из четырех нападавших. Его осудили. После таких случаев у людей пропадает всякое желание трудиться.
По большому счету все эти проблемы - от несовершенства законодательства. Я, например, никак не могу согласиться со статьей 13 Конституции России, которая гласит, что ни одна идеология не может быть главенствующей. Убежден, главенствующей должна быть государственная идеология, которая обязана защищать человека труда и нравственные ценности нашей жизни.